В итоге в наш мегаполис приехали известные пианисты из разных стран мира, в том числе России, Грузии, США. Примечательно, что мэтры выступали на одной сцене с молодыми пианистами. Это еще одна особенность нового фестиваля.
– Для Алматы этот проект стал действительно большим и уникальным событием, – говорит проректор Казахской национальной консерватории имени Курмангазы Галия Бегембетова. – В Алматы и, в частности, в нашем вузе постоянно проходят концерты, встречи с музыкантами, мастерклассы. Однако при этом считалось, что пианистам уделяется недостаточно внимания. Мы решили исправить ситуацию.
Каждый зарубежный гость не только порадовал алматинцев своим выступлением, но и дал молодым казахстанским музыкантам мастер-класс. Например, с юными талантами был рад встретиться известный российский пианист Вадим Пальмов.
– Приятно видеть горящие интересом глаза молодых музыкантов. Они наверняка понимают, что вряд ли станут миллионерами в этой профессии, но продолжают заниматься ей по призванию, ради слушателей, – говорит участник фестиваля. – Есть молодежь и среди зрителей, что приятно. Три года назад я выступал в Казахской государственной филармонии имени Жамбыла и был рад видеть полный зал, причем довольно много молодежи. Это говорит о культуре общества. Важно понимать, что лишь единицы рождаются с призванием и любовью к классической музыке. В целом же это долгий образовательный процесс, всегда связанный в той или иной степени с принуждением. Конечно, за редким исключением детям хочется играть, а не слушать скучный, как им кажется, классический концерт. Очень многое зависит от родителей, их способности увлечь ребенка. Часто музыканты приводят на концерты своих детей. Частично так и формируются новые поколения исполнителей и слушателей.
В эти дни в здании консерватории идут не только концерты, но также мастер-классы, разные встречи. Часть событий так или иначе связана с пианисткой Евой Коган, стоявшей у истоков фортепианной музыки в Казахстане. И это неслучайно, ведь новый праздник музыки посвящен 95-летию со дня ее рождения.
– Это была без преувеличения легендарная личность с железной волей и выдающимся талантом, причем не только музыкальным, но и педагогическим. Ева Коган воспитала много ярких пианистов, у многих из них уже есть свои воспитанники, – отметила Галия Бегембетова.
Фестиваль собрал немало учеников Евы Коган, некоторые приехали издалека, например, наш бывший соотечественник Дмитрий Новгородский.
– Очень рад, что в США, в университете, где сейчас работаю, мне дали возможность взять отпуск, и сейчас я могу быть здесь, чтобы отдать долг Родине, – говорит Дмитрий Новгородский. – Я ведь родился и начал свою музыкальную карьеру в Казахстане, в Алматы. Здесь всегда была высочайшая культура музыки, великолепный уровень музыканства и энтузиазма. Билеты расходятся сразу, и публика очень интересуется концертами, мне кажется, это хороший показатель.
Пианист подчеркнул, что огромную роль в его карьере сыграла мать, тоже музыкант, пианистка, и, конечно, Ева Коган.
– Еву Бенедиктовну я знал с детства. Скажу больше, если бы не она, думаю, я не стал бы тем, кто я есть, – подчеркнул Дмитрий Новгородский.
Знаменательным событием в рамках фестиваля стала презентация книги «Казахстан в моем сердце», посвященной не только Еве Бенедиктовне, но и всей музыкальной династии Коган.
Фестиваль завершил гала-концерт Kazakh piano fest, который прошел в Большом зале консерватории.
Статья опубликована в №122 от 14.10.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Праздник короля инструментов».