В минувшем году исполнилось 120 лет со дня рождения режиссера и театрального педагога Наталии Сац, народной артистки СССР, Героя Социалистического Труда. Ее называли матерью всех детских театров мира. Первый в мировой истории профессиональный театр для детей Наталия Сац открыла в совсем юном возрасте – 15 лет. Было это в 1918 году. Уже тогда окружающие называли ее по имени-отчеству, а дети и подростки – тетей Наташей. Откуда у нее было такое глубокое понимание театрального искусства, музыки и педагогики? Девочка росла в семье профессиональных музыкантов, ее отец Илья Сац был композитором, дирижером и виолончелистом, служил в Московском художественном театре. Мать Анна Михайловна, урожденная Щастная, – оперная певица и педагог. Родители Наташи дружили с выдающимися людьми – Станиславским, Вахтанговым, Качаловым, Рахманиновым и другими знаменитыми творческими личностями, которые бывали у них в гостях. Общение с театральными корифеями заменило девочке-вундеркинду университеты. Забегая вперед, отметим, что ГИТИС она окончит, уже будучи всемирно известным режиссером, в 1953 году.
Когда Наташе было девять лет, умер ее отец. Девочке пришлось рано взрослеть, в помощь маме она тоже стала зарабатывать на жизнь уроками фортепиано. В 1917 году Наташа окончила музыкальный техникум имени Скрябина. В ноябре следующего года Наталия Сац добилась того, чтобы в Москве был создан первый театр с репертуаром для детей. Так появился Детский театр Моссовета. «Тетя Наташа» стала заведовать детским сектором теамузсекции Моссовета.
«Искусство – детям трудящихся». Это ли не самое важное сейчас, когда в школах нет занятий, когда дети предоставлены сами себе?!
Спектакли и концерты, которые я в несметном количестве могла видеть и слышать в детстве, научили меня значительно большему, чем все гимназические учителя, а дети рабочих – они тогда и понятия не имели, что такое театр», – рассказывала Наталия Сац в своей автобиографической книге «Новеллы моей жизни».
Впоследствии она откроет еще пять детских театров, одним из них станет Алма-Атинский ТЮЗ, который ныне называется Государственный академический русский театр для детей и юношества и гордо носит имя Наталии Сац. Также Наталия Сац – первая в мире женщина-режиссер оперных спектаклей. В начале 1930-х ставила оперы в столицах Германии и Аргентины. За рубежом ей предлагали новые проекты, но она рвалась домой, в Москву, к семье и в родной театр для детей.
В 1937 году настала черная полоса в жизни Наталии Сац, арестовали, а затем расстреляли ее супруга Израиля Вейцера. Сама Наталия Сац была арестована как «член семьи изменника Родины», пять лет провела в лагерях ГУЛАГа, а затем отправилась в ссылку в Алма-Ату. В годы войны в тогдашней столице Казахстана находился чуть ли ни весь цвет советской творческой интеллигенции. На сцене КазГАТОБ Наталия Сац осуществила постановку оперы «Чио-Чио-сан» Джакомо Пуччини, причем на казахском языке.
В спектакле о Наталии Сац не полностью показана ее биография, зритель узнает о самых ключевых моментах жизни героини вплоть до открытия театра в Алма-Ате, но этого достаточно, чтобы понять масштаб и глубину ее личности. Такую ответственную работу, как написание пьесы и постановка спектакля о великой Наталии Сац, взяла на себя известный режиссер Галина Пьянова, лауреат национальной премии «Золотая маска». Для Галины театр имени Наталии Сац – родное гнездо, из которого она выпорхнула более 20 лет назад вить собственный «ARTиШОК». Спектакль о его основательнице стал для Галины Пьяновой второй работой в театре имени Наталии Сац. В сентябре 2021 года она поставила на его подмостках психологическую драму «Над кукушкиным гнездом» по роману Кена Кизи. Складывается впечатление, что все актеры из той постановки оказались задействованы и в новом спектакле. При этом некоторые из них играют несколько ролей, ведь на сцене представлены события из разных периодов жизни Наталии Сац и даже рассказывается о знакомстве ее родителей. Как говорит завлит театра Татьяна Карамышева, вся история жизни Наталии Сац похожа на миф, который сравним с легендами о греческих богах. Это коллаж, сотканный из огромного количества невероятных событий, встреч, переплетений судеб – трагических, великих, масштабных. И главное событие судьбы великой Сац – это создание театра для детей и юношества в Казахстане. Галина Пьянова сделала уникальную реконструкцию одной репетиции режиссера Наталии Сац и поставила спектакль, основываясь на ее книге «Новеллы моей жизни». Действие на сцене разворачивается 7 ноября 1945 года, всего за час до открытия в АлмаАте первого театра для детей и юношества. Как и 78 лет назад, идет репетиция сказки Евгения Шварца «Красная Шапочка»: актеры надевают костюмы, распеваются, делают финальные приготовления… Режиссер тем временем бежит на Зеленый базар купить точильный станок для начинающего актера Юры Померанцева.
Роль главной героини играют одновременно две актрисы, обе – Татьяны. Сидящая за режиссерским пультом Наталия Ильинична, рассуждающая с высоты прожитых лет, представлена заслуженной артисткой Казахстана Татьяной Тарской, которой, кстати, 22 декабря исполнилось 84 года. В образе Наташи в детстве и во взрослой жизни предстает Татьяна Костюченко, кавалер ордена «Құрмет». Обеим актрисам досталось большое количество монологов.
Алматинский период жизни героини становится заключительной частью спектакля. По прибытии в столицу Казахстана Наталию Сац поселяют в комнатке возле кассы в алматинском театре оперы и балета. В театре в те военные годы танцевала великая балерина Галина Уланова. Вскоре Наталия Ильинична задумывает поставить оперу «Чио-Чио-сан» с казахской труппой, в которой блистали народная артистка СССР Куляш Байсеитова, ее супруг – народный артист Казахстана Канабек Байсеитов, Курманбек Жандарбеков и другие известные оперные певцы. Галина Пьянова не побоялась дать своим актерам трудную задачу – показать Галину Уланову танцующей, а чету Байсеитовых – поющей.
Ну и финальная сцена – открытие первого в Казахстане театра юного зрителя. На спектакль «Красная Шапочка» приходят настоящие дети. Cвоих сверстников из 1945 года сыграли воспитанники детской театральной студии Sats ComUnity. В спектакле Галины Пьяновой в это время открывается оригинальная реплика самого первого занавеса алматинского ТЮЗа в 1945 году, на котором изображены мальчик и девочка, протягивающие друг другу руки.
Индира САТБАЕВА