В текущем году в стране проделан большой объем строительства, реконструкции, капитального и среднего ремонта автодорог республиканского значения. Строительно-монтажными работами было охвачено 6,5 тыс. км, в т.ч. 3,6 тыс. км - строительством и реконструкцией, и 2,9 тыс. км - капитальным и средним ремонтом.
«В этом году работы велись на 16 проектах, из которых 3 уже завершены – это БАКАД, Кандыагаш-Макат и Ушарал-Достык. Учитывая нарекания со стороны общества, усилия были направлены на реализацию основных долгостроев с 4-5 летней давностью. Это Талдыкорган-Усть-Каменогорск, Караганда-Алматы, Мерке-Бурылбайтал, Актобе-Кандыагаш, Атырау-Астрахань. Сейчас по этим проектам, кроме строительства обходов населенных пунктов, открыто движение на 923 км», - сообщил на заседании Правительства министр транспорта РК Марат Карабаев.
Также особое внимание было уделено капремонту республиканских дорог на территории ЗКО. Сегодня проезд по трассам Казталовка-Жанибек и Униге-Бисен-Сайхин обеспечен на 220-ти из 245 км.
По итогам прошедшего дорожно-строительного сезона в Казахстане будут полностью завершены и введены в эксплуатацию почти 2 тыс. км республиканских дорог. Таким образом, общий объем дорог республиканского значения в нормативном состоянии вырастет до 92%.
По словам министра, темпы дорожно-строительных работ сохранятся и в следующем году. Работами будет охвачено 5,3 тыс. км республиканской линии.
«Перед нами стоят большие задачи по реализации приоритетных проектов. Согласно поручению Главы государства до 2029 года необходимо провести реконструкцию 8 тыс. км дорог. Как уже отмечалось, в следующем году будут завершены основные крупные проекты, освободится техника и рабочая сила строительных компаний. Поэтому с 2024 года будем поэтапно начинать строительство приоритетных проектов общей протяженностью 4,7 тыс. км. Для решения этой задачи ведется работа по привлечению средств из внешних и внутренних источников», проинформировал Премьер-министра Алихана Смаилова Марат Карабаев.
В частности, на сегодняшний день по проектам «обход города Сарыагаш» и «Караганда - Жезказган» определен источник привлечения средств от азиатских и всемирного банков развития. Для реализации остальных проектов начата подготовительная работа, определены механизмы финансирования.
Начало крупных проектов потребует увеличения производства дорожно-строительных материалов, а также строительного оборудования и дополнительного инженерного персонала. Поэтому для предотвращения дефицита дорожного битума принимаются меры по переходу на цементобетонные дороги и импорту битума, изучаются новые карьеры инертных материалов, предусматривается увеличение производства железобетонных изделий, начато внедрение профессиональной сертификации, а в контрактах прописаны конкретные требования по наличию у подрядчиков собственного парка дорожно-строительной техники.
Также одним из важных вопросов при реализации новых проектов является обеспечение земельными ресурсами.
«На сегодняшний день в процессе землеустройства проектов возникает ряд трудностей. Процедуры возврата земли из частной собственности длятся до 3 лет. Поэтому акиматам необходимо с этого момента запретить резервировать нужные земли и передавать их в частную собственность», - подчеркнул руководитель МТ РК.