В одном спектакле Национальный театр оперы и балета имени Абая объединил три одноактных монооперы
Постановка включила монооперы «Человеческий голос» Франсиса Пуленка, «Телефон» Джанкарло Менотти и «Ожидание» Микаэля Таривердиева. Написанные в разные исторические периоды произведения роднят тема – любовные переживания и форма: они представляют собой женские монологи. Сквозным сценическим мотивом спектакля российский режиссер Михаил Панджавидзе и художник Гарри Гуммель сделали телефон. Драматургически телефонный разговор прописан в либретто двух опер, но постановщик органично вписал его и в сюжет третьей истории – «Ожидание».
Микаэл Таривердиев создал свое одноактное произведение в 1982 году по заказу Бориса Покровского – безусловного авторитета в мире оперной режиссуры, который постоянно находился в поиске новых творческих форм. Литературной основой монооперы послужила одноименная поэма Роберта Рождественского.
Будучи поэтом с ярко выраженной гражданской позицией, Рождественский обращался в своих стихах к актуальным общественным явлениям. Так, одним из завоеваний современности поэт считал женскую эмансипацию, вместе с тем он видел в ней опасность: решающей масштабные и повседневные задачи женщине становится некогда любить…
По сюжету произведения, героиня приходит на встречу с любимым человеком за 32 минуты до свидания, к слову, именно такова продолжительность монооперы. Вся история – это ожидание, во время которого женщина делится своими переживаниями. Если по либретто оперы она изливает чувства в полном одиночестве, то режиссер алматинской постановки дал ей в руки телефонную трубку, переведя таким образом ее монолог воображаемому адресату, ведь телефон – лучший психолог, даже если на другом конце провода никого нет.
Взволнованный монолог героини усиливает музыкальная партитура.
«Может быть, гармонический язык этой оперы мог бы быть более терпким, насыщенным. Но все же я предпочитаю язык эмоцио-
нальный», – рассуждал о своей работе сам композитор.
Атмосферу постановки в целом создает сценография, но это не классические декорации, а ставший популярным в наше время видеоарт, постоянно меняющаяся подвижная картинка. Так, героиня «Ожидания» исполняет свой лирический монолог под дождем, переходящим в снег, а потом и в метель – все это отражение ее переживаний.
Финал у монооперы открытый – каждый сам волен додумать концовку, она может быть счастливой, а может и нет…
Эмоциональными переживаниями насыщена и другая музыкальная новелла – «Человеческий голос» Франсиса Пуленка. Созданная в конце 1920-х годов по одноименной пьесе Жана Кокто, она буквально всколыхнула общество.
В центре истории – женщина, которая говорит по телефону с покинувшим ее мужчиной. Он бросил ее ради другой. Это их последний разговор…
В те годы телефонная служба Парижа работала с перебоями, и разговоры часто прерывались. Кокто драматургически обыграл этот факт: как только разговор прерывается, героиня погружается в пучину отчаяния, ее посещают мысли о самоубийстве, но как только связь восстанавливается, она хватается за телефонную трубку, как за спасительную соломинку. В финале алматинской постановки героиня надевает на себя платье в форме телефонной будки – пока она разговаривает, она живет и надеется…
Кокто говорил, что его пьеса – это стремление подарить актрисам наполненный драматизмом монолог, где в рамках режиссерской задачи они могли бы импровизировать. И эта возможность нравится постановщикам и исполнительницам: моноопера «Человеческий голос» была и остается одной из самых востребованных на театральной сцене одноактных опер.
К слову, она настолько популярна, что не раз послужила материалом для актерских капустников и различных комедийных пародий.
Одной из самых ярких стала одноактная опера «Телефон» Джанкарло Менотти. По сюжету, к героине приходит возлюбленный, чтобы сделать ей предложение, он торопится, ему скоро уезжать. Но постоянно звонит телефон, и ей некогда уделить ему внимание – она болтает с подругами. Тогда возлюбленный уходит, звонит ей с таксофона и делает предложение в телефонном разговоре – девушка соглашается.
Согласно либретто в моноопере два персонажа, но режиссер Михаил Панджавидзе ввел третьего – Телефон. Этот персонаж предстает в виде героя комедии дель арте. Режиссерский прием добавляет моноопере гротесковости, движения и наполняет ее юмором. Постановщик обращает внимание на то, как меняется человек, разговаривающий по телефону, – он словно становится другим, не таким, как в реальной жизни. К слову, такие же метаморфозы происходят с человеком во время его общения в социальных сетях. Это, как показано в спектакле, некое раздвоение личности – в онлайн-пространстве человек воспринимается другим, более интересным и значительным, чем в реальности, – таковы коллизии современного мира.
Водевиль Джанкарло Менотти стал ярким финалом вечера моноопер.
Созданные в разной тональности и в разные исторические периоды они звучат очень современно, а их героини со своими переживаниями могут существовать вне времени и географической привязки – в этом универсальность произведений.
Три одноактные постановки – это уже второй опыт обращения театра к жанру монооперы в новейший период – ранее НАТОБ представил монооперу Григория Фрида «Дневник Анны Франк».
Исполнительское мастерство солисток Венеры Алпысбаевой, Евгении Смольяниной и Зарины Алтынбаевой, множество оригинальных идей и ярких режиссерских находок, оживляющих действие, позволяют надеяться на то, что нынешнюю поставку ждет успешное будущее.
Статья опубликована в №69, от 08.06.2021 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Телефон доверия…".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!