Привлечь внимание к проблеме неравнодушные алматинцы решили оригинальным способом – провели арт-перформанс «Жизнь и смерть одного шедевра». Известный художник Санжар Жубанов продемонстрировал свою работу – выполненную на плитняке копию фрагмента тюркской сцены из Архарлы. После этого на глазах у собравшихся своими руками уничтожил копию рисунка.
Таким образом художник и активист привлек внимание к проблеме сохранения петроглифов в Казахстане. У плиты, найденной на территории комплекса Архарлы, есть своя история. Спасти этот ценный объект от уничтожения помогло случайное стечение обстоятельств. Археологи обнаружили ее в 2021 году во время народной экспедиции по паспортизации археологического комплекса Архарлы. Проводили ее сотрудники Института археологии имени Маргулана и активисты из группы «Охотники за петроглифами». Если бы не эти люди, Казахстан мог лишиться уникального свидетельства культуры и искусства. Все дело в том, что местные камнезаготовители активно разрушали комплекс Архарлы, чтобы добыть щебень. В это же время здесь проходили раскопки, и участники экспедиции заметили отколотую от скалы плиту. Чтобы ее поднять, организовали целую спасательную операцию, которой руководил участник группы «Охотники за петроглифами» Ерлан Жагипаров. Так ценное историческое свидетельство удалось сохранить.
Между тем художник Санжар Жубанов на артперформансе рассказал, что недавно ему удалось побывать в горах Архарлы. В прошлом это было одно из крупнейших в Средней Азии скоплений петроглифов.
– На протяжении нескольких тысяч лет наши предки молились там, отмечали священные праздники, приводили туда молодежь, – говорит художник.
– В наше время сердце Архарлы было практически уничтожено. Бесценные плиты с петроглифами переработали на щебенку. Я был потрясен, когда понял, что за варварство творится с историческим наследием. Свою боль я постарался передать в перформансе, который представил сегодня.
В свою очередь, координатор сообщества «Охотники за петроглифами» Ольга Гумирова добавила, что проблема сохранения наскальной живописи в нашей стране стоит очень остро.
– Это удивительно, ведь вполне возможно, что Казахстан не имеет себе равных по петроглифическому наследию. Расцвет этого искусства пришелся на бронзовый и железный века, но традиция жила вплоть до XIX века, – рассказывает собеседник.
– Многие объекты еще не исследованы до конца, но есть основания полагать, что, например, скопление Ордакуль, паспортизацией которого сейчас занимается народная археологическая экспедиция памяти Ерлана Жагипарова, – самое большое в мире.
По словам Ольги Гумировой, только на территории Жетысу, по предварительным подсчетам ученых, имеется до 90 тысяч петроглифов, причем это в уже известных скоплениях. Особенно много их вокруг Талдыкоргана, из них под охраной – только 10 000 в музее-заповеднике Танбалы тас и небольшая часть в национальном парке АлтынЭмель.
Многие шедевры прошлого могут быть уничтожены также, как петроглифы Архарлы и Аккайнара.
– Мы считаем, что для сохранения культурного наследия необходимо создание специальных охраняемых территорий – археопарков, национальных парков, заказников как государственных, так и частных, а начать необходимо с паспортизации скоплений. К тому же петроглифы могли бы привлечь в Казахстан туристов, – высказала мнение Ольга Гумирова.
В завершение акции активистка также рассказала, что общественный фонд «Охотники за петроглифами» намерен инициировать изменения в законодательство, чтобы облегчить постановку на учет и взятие под охрану объектов исторического наследия. Также в ближайшем будущем неравнодушные алматинцы планируют создать в ботаническом саду арт-пространство – парк петроглифов «Аркалан».
Автор Елена СОКОЛОВА
Статья опубликована в №86 от 20.07.2023 газеты «Вечерний Алматы» в рубрике «Защитники петроглифов».