Как выяснилось, большинство предпринимателей Алматы не было готово к нововведениям, более того – многие до сих пор не желают его принимать.
Отказавшись от мобильных переводов, торговцы просто стали просить оплату наличными. При этом мало кто из них озаботился приобретением POS-терминалов для оплаты банковскими картами. Напомним, в 2022 году в законодательство Казахстана было введено понятие «мобильные платежи» – безналичные платежи в пользу индивидуального предпринимателя. По официальным данным Ассоциации финансистов Казахстана, доля безналичных платежей в стране за 11 месяцев 2023 года увеличилась до 86% в сравнении с 82% в 2022 году. С начала 2024 года в Казахстане начали действовать поправки в налоговое законодательство по использованию мобильных переводов. Объекты предпринимательства теперь должны использовать отдельные счета для ведения бизнеса. Банки, в свою очередь, обязаны передавать в налоговую организацию соответствующие сведения. Таким образом, реализуются принципы справедливости и обязательности налогообложения, где все находятся в равных условиях.
Также отметим, что с начала 2024 года снят мораторий на проверку бизнеса. Поэтому контроля за банковскими переводами частникам избежать не удастся.
Согласно нововведениям, теперь все денежные расчеты должны проводиться с помощью контрольнокассовых машин, включая оплату наличными или банковскими картами, а также с помощью QR-кода. При этом оплата переводом денег на карты предпринимателей теперь законодательно запрещена. Признаком предпринимательской деятельности будет считаться получение одним физическим лицом в течение каждого из трех последовательных календарных месяцев от ста и более разных лиц денежных средств на банковский счет.
Нарушители прав
Новшество алматинские предприниматели восприняли неоднозначно, и, по традиции, начали искать лазейки в нормах. Это в первую очередь отразилось на потребителях. Одними из первых решили обойти новые требования таксисты.
– Я регулярно пользуюсь услугами популярного в городе агрегатора такси. Раньше оплачивал проезд с помощью перевода на Kaspi, но на днях, вызвав машину, получил сообщение от водителя, что оплату я должен произвести только наличными, в противном случае он меня не повезет. После долгих препирательств таксист все же согласился принять перевод, но только на карту его супруги, – рассказал алматинец Алишер.
Как выяснилось, некоторые извозчики, отказавшись от переводов, перешли на наличный расчет либо платежи на номер мобильного оператора. Это связано, по их словам, с тем, что теперь они должны делиться процентами от заработанного и с банком, и с агрегатором, с помощью которого они работают.
Однако, исходя из нового налогового законодательства, таксисты не могут отказывать пассажирам в принятии безналичного платежа, поскольку это нарушение прав потребителей.
Таких же правил должны придерживаться владельцы торговых точек – то есть вести легальный бизнес и отражать все свои доходы.
Тем временем во многих торговых точках в Алматы, так называемых магазинах у дома, продолжают принимать оплату переводами.
– В продуктовом магазине, который работает в нашем ЖК, отказываются принимать оплату по QR, а просят сделать перевод, вытаскивая из-под прилавка картонку с номером телефона. На наши замечания, что это незаконно, отвечают, что терминал не работает, мол, войдите в положение или оплатите наличными. Иногда, если честно, не хочется тратить время на препирательства, поэтому соглашаемся на их условия. Но это же нарушение наших прав! – возмущается жительница Бостандыкского района Айнур.
На некоторых рынках в Алматы, где мы побывали, тоже продолжают принимать оплату переводом, а отдельные торговцы даже не вникали в новые требования и не знают, какая ответственность предусмотрена за это нарушение.
– QR у меня нет, и терминал я не собираюсь покупать, – ответила одна из торговок на рынке, назвавшись именем Зухра. – Кому нужен товар, пусть приходят с наличными деньгами. Пока принимаю оплату переводом, а дальше посмотрим. А вообще, прибыль, которую я имею с торговли, – это же не огромные деньги. Мне детей кормить надо, кредиты опять же… Зачем контролировать наши копейки? Если так дальше пойдет, то все торговцы просто будут поднимать цены на свои товары – работать себе в убыток никто не захочет.
Алматинец Мухит вместе с братьями около семи лет торгует мясом в одном из микрорайонов города, зарегистрирован как ИП.
– Мы честно работаем, ведем бухгалтерию, платим налоги, но почему-то есть люди, конкурирующие с нами на рынке, которые думают, что могут обхитрить государство. Считаю, сколько ни хитри, рано или поздно платить придется. Все предприниматели должны находиться в равных условиях и платить налоги от полученных доходов, ведь из этого складываются средства, на которые ремонтируются дороги, строятся школы, благоустраиваются наши улицы, – поделился своим мнением мужчина.
Предприниматели, оказывающие услуги или занимающиеся реализацией товаров за наличный расчет, должны применять контрольнокассовые машины либо приобрести онлайн-кассы с POS-терминалами, обслуживание которых стоит около 20 тысяч тенге в год.
Сфера контроля
В КГД отмечают: если таксисты или продавцы в магазинах и на рынках отказываются принимать оплату по карте или QR-коду, то этот факт можно зафиксировать на видео и обратиться в органы госдоходов.
Также доступно для скачивания разработанное КГД приложение E-Salyq Business, при помощи которого можно в онлайн-режиме сообщать о нарушениях подобного рода.
С 1 января 2024 года в соответствии с приказом министра финансов РК банки начали передавать информацию о финансовых операциях объектов бизнеса, в том числе их супругов. Частное лицо тоже может попасть под подозрение в предпринимательской деятельности, если на его личный банковский счет будет ежемесячно поступать сто и более денежных переводов на протяжении последних трех месяцев.
– Добросовестным предпринимателям беспокоиться не о чем. Если они работают только по безналичному расчету, то будут исключены из сферы контроля, – заверили в КГД.
Отметим, что переводы денег родным и друзьям не будут подлежать налогообложению. Никаких ограничений в этом вопросе не установлено.
К слову, госорганы могут заинтересоваться мобильными переводами, которые поступают, например, на благотворительность.
– Если средства собираются, например, на лечение ребенка, и у пользователя будет свыше 100 транзакций от разных людей, в таком случае фискальным органам придет соответствующая информация. Человеку будет отправлено уведомление об этом. При этом он может пояснить, для чего собирал деньги и куда их направил, что предпринимательские цели не преследовал. В таком случае налоговых обязательств не будет, – пояснили в ведомстве.
Некоторые пользователи Казнета выразили озабоченность: не приведет ли данная инициатива к оттоку предпринимателей в «тень»? В Минфине ответили, что сейчас субъектам бизнеса стало намного выгоднее добросовестно исполнять налоговые обязательства.
– Для ведения и развития бизнеса созданы благоприятные условия. Упрощены порядки налоговых режимов – ставки налога составляют всего от 1 до 4% в зависимости от вида деятельности. Тем самым розничные торговцы, предприниматели, оказывающие услуги, например, парикмахеры могут воспользоваться данным режимом. Если при таких условиях предприниматель принимает мобильные переводы, то он уже находится в тени и попадает под налоговый контроль, – отметили в Министерстве финансов.