Видному казахстанскому ученому-лингвисту, тюркологу Губайдулле Айдарову 18 июня 2021 года исполнилось бы 100 лет со дня рождения.
Он родился на Мангышлаке на берегу Каспийского моря в селении под Форт-Шевченко. Был десятым ребенком из 11 детей. В семь лет остался без отца. Из братьев и сестер остался только младший брат Тортай. Пройдя голодные 30-е годы, в 1938 году окончил педучилище и в 17 лет стал учителем. Затем была срочная служба в Кавказском военном округе. На фронт ушел из города Гурджаани, что в Кахетии (Грузия), освобождал Кавказ, Украину, за год до Победы, получив серьезное ранение в брюшную полость, был госпитализирован и проходил лечение в Цхалтубском военном госпитале, что в окрестностях Кутаиси.
И вновь педагогическая стезя. Работал директором детского дома в Джамбульской области, в школе для слепых в Алматинской.
Все эти годы изучал тюркологию. Окончил аспирантуру, в 1959 году в Алматы защитил кандидатскую диссертацию, в 1974-м в Баку – докторскую. Обе работы посвящены языку орхоно-енисейских памятников.
Почти 40 лет проработал в Институте языкознания Национальной академии наук, одновременно читая лекции во многих вузах Алматы и других городов Казахстана, в научных лингвистических центрах СССР – Туркмении, Азербайджане, Узбекистана, Татарстане, Якутии, Башкирии и других.
В основу своей докторской на тему: «Язык орхоно-енисейских памятников VIII века» Айдаров взял первые письменные труды наших предков – памятники той поры применительно к современному казахскому и родственным тюркским языкам. Защита прошла в июне 1974 года в конференц-зале Института Академии наук Азербайджанской ССР. Было много народу: молодые аспиранты, крупные азербайджанские ученые-тюркологи, а также настоящие мэтры тюркологии – светила советской тюркологической науки – А.Н. Кононов, Э.Р. Тенишев, Б. Чарыяров, Ф. Зейналов, А. Ширалиев и другие.
Азербайджанскому тюркологу профессору Фархаду Зейналову, к сожалению, рано (в 1984 году) ушедшему из жизни, но внесшему огромный вклад в советскую и азербайджанскую тюркологию, принадлежит идея обратиться к первому лицу республики с письмом в защиту казахского ученого, которому Москва позволила провести защиту докторской диссертации в Баку. Это было в 1974 году, но сам диплом ему вручили... только в 1978 году.
Выдающийся советский востоковед Э. Наджип отмечал: «История тюркских племен, на языке которых написаны древние памятники, сама письменность в достаточной степени были изучены у нас и за рубежом многими учеными. Но все эти разноязычные материалы разбросаны по всему миру и не доступны не только студентам вузов, но и сотрудникам многих научно-исследовательских институтов страны. Заслуга Айдарова заключается в том, что он все это собрал воедино, подверг все материалы критическому изучению, по мере возможности внес некоторые поправки в чтение, транскрипцию и перевод отдельных лексических единиц и грамматических форм».
Пожалуй, одним из первых в бывшем СССР Губайдулла Айдаров подготовил подробный свод лексики и грамматики рунических текстов. Одно это уже бесценно для казахского и общетюркского языкознания. Также одним из первых он издал подробный «Библиографический указатель», который до сих пор остается настольной книгой тюркологов мира. Его книги «Язык орхонского памятника Бильге-Кагана» (1966), «Язык орхонских памятников древнетюркской письменности VIII века» (1971) и другие являются настольными книгами каждого, кто вступает в таинственный мир восточной рунологии.
В Казахстане за все годы советской власти работали всего несколько специалистов-рунологов – Г. Айдаров, К. Омиралиев, Ж. Курышжанов, М. Томанов, А. Аманжолов.
Уже после смерти на его родине в Актау одна из улиц была названа в честь Губайдуллы Айдарова, в историко-краеведческом музее Мангистауской области создан постоянный стенд, в школе-лицее имени Айдарова открылся музей, рассказывающий о жизни и научной деятельности ученого, подобные сведения также есть в музеях Астаны и Алматы. В Университете имени Шахмардана Есенова в Актау есть аудитория имени Г. Айдарова.
Он принадлежал к той редкой породе людей, для которых понятие правды, внутренней культуры, глубоко растворенные в крови, были превыше всего. Над всеми его достижениями и его вкладом в нашу культуру возвышается личность ученого-тюрколога. Добрый и терпеливый, никогда не терявший попусту ни секунды времени, гармонично сочетавший состояние напряженности и ощущения благожелательства он, как личность, являет собой совершенный образец человека, для которого жизнь стала высоким служением. У Айдарова было кредо: «Делай только то, что умеешь делать». Весьма часто сегодня мы забываем об этой истине – повсюду встречаются учителя-кашевары, врачи-торговцы, математики-хлебопеки, юристы-управдомы! Он часто говорил: «Наукой надо заниматься всерьез или не заниматься ею никогда».
На Международной научно-практической конференции «Памятники орхоно-енисейской письменности», прошедшей в 2001 году в Астане с участием крупнейших тюркологов планеты, впервые громко была отмечена историческая роль тюркского народа в развитии общечеловеческой цивилизации. В частности, он подарил миру уникальное произведение, каким является «Памятник Куль-тегина». С высокой трибуны звучали слова признательности всем казахстанским и зарубежным ученым, исследовавшим тайны тюркского письма. По достоинству был оценен и талант Г. Айдарова как первого казахского ученого-тюрколога. Именно тогда на самом высоком уровне его впервые назвали «патриархом отечественной тюркологии».
Статья опубликована в №74, от 19.06.2021 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Слово о большом учёном".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!