Выставка, посвященная 180-летию Ибрая Алтынсарина открылась в Алматы

Выставка, посвященная 180-летию Ибрая Алтынсарина открылась в Алматы Фото предоставлены ЦГМ РК

Выставка посвящена 180-летию выдающегося педагога и просветителя и 30-летию независимости РК.


На стендах представлены рукописи Ибрая Алтынсарина, фотографии школ, которые он открывал на протяжении своей педагогической работы. Выставка знакомит с окружением педагога – его единомышленниками, меценатами, воспитанниками. Каждый экспонат раскрывает какую-то из сторон многогранного дарования пионера отечественного светского образования. Наряду с педагогической деятельностью он занимался этнографическими исследованиями, писал стихи и прозу, переводил на казахский язык классиков литературы.


Как отметил экскурсовод Центрального государственного музея РК Маратгали Байганатов, представленные в экспозиции предметы не только знакомят с биографией педагога, филолога и литератора, но и помогают ощутить эпоху, в которой жил и работал Ибрай Алтынсарин.



– Наша выставка носит название «Величие просветителя», мы расположили экспонаты так, чтобы посетители смогли проследить жизненный и творческий путь Ибрая Алтынсарина, – объяснил Маратгали Байганатов.


Экскурсовод напомнил основные вехи жизненного пути просветителя. 


Ибрай Алтынсарин родился 1 ноября 1841 года на территории нынешней Костанайской области. Рано лишившись отца, воспитывался в семье деда, известного бия Балгожи Жанбуршина. С раннего детства Ибрай стал проявлять интерес к чтению. Деду это нравилось – он поощрял ребенка в стремлении к знаниям и определил его в школу-интернат при Оренбургской пограничной комиссии. В переписке с внуком дед призывал его набраться терпения, быть прилежным, чтобы выучиться и стать достойным продолжателем рода.


Балгожи Жанбуршин видел внука чиновником, но Ибрай мечтал стать учителем.


– Ибрай Алтынсарин начал учительствовать с 19 лет, – рассказал Маратгали Байганатов. – Будучи грамотным и коммуникабельным человеком, он быстро обратил на себя внимание в высоких общественных кругах.


В числе единомышленников Ибрая Алтынсарина был востоковед, педагог-миссионер Николай Ильминский. Он предоставил в распоряжение казахского коллеги свою библиотеку. Книжное собрание Ильминского стало настоящим кладом для Алтынсарина. Он познакомился с богатым миром русской и европейской литературы, передовыми трудами в области филологии, педагогики, публицистики, в частности, литературной критики.



Расширяя свой образовательный багаж, юноша вынашивал планы создания школ, мечтал обучать грамоте детей. Чиновники царского правительства не спешили помогать молодому амбициозному педагогу, но на словах одобряли его стремление нести свет просвещения. 


Ибраю Алтынсарину помогали строить школы меценаты того времени. Осознавая ценность знаний, они шли по стопам Жангир хана, открывшего в 1841 году первую школу для казахских детей.


К слову, на выставочных стендах представлен портрет Жангир хана, а также фотографии других просвещенных людей того времени.


Ибрай Алтынсарин говорил, что школы нужно строить там, где есть хотя бы один учитель. Просветитель настаивал на том, что преподаватель является центральным звеном образовательного процесса. Сохранилось высказывание Алтынсарина, позволяющее понять, насколько высоко он ценил педагогический труд: «Учитель – это пружина образования».


Экспозиция включает фотографии просветителя в окружении коллег-педагогов и его воспитанников – молодых учителей. 


Однако педагогическая работа была невозможна без учебных пособий, хрестоматий, библиотек. Понимая это, Ибрай Алтынсарин взялся за перо. 


Методичная работа началась с написания первых учебных пособий – начального руководства по обучению русскому языку и хрестоматии, рассчитанной на детей и взрослых.
Выход хрестоматии стал большим общественным событием для того времени. Так, газета «Оренбургский листок» в декабре 1879 года писала: «Всех душевнее, энергичнее и всех плодотворнее отнесся к великому делу просвещения наших степняков Ибрагим Алтынсарин…»


Продолжая обзор экспонатов, Маратгали Байганатов отметил, что наряду с работой над методическими пособиями и хрестоматией Ибрай Алтынсарин писал прозу и поэзию, был баснописцем, занимался литературным переводом. Как переводчик он познакомил Казахскую степь с произведениями Льва Толстого, Ивана Крылова, педагогическими идеями Константина Ушинского. Как поэт он стал автором таких широко известных стихотворений, как «Давайте, дети, учиться!», «Строить дивные дворцы», «Весна», «Река». Он писал басни, прозаические произведения.


– Все свои произведения и переводы Ибрай Алтынсарин создавал с мыслью о том, что по ним будут осваивать грамоту все, кто тянется к знаниям, – сказал эксперт, добавив, что педагог не только создавал школы для мальчиков, но и был пионером женского образования. 


Так, при его поддержке открылась первая школа для девочек в Иргизе. Позднее женские училища с интернатом начали работу в Тургае, Костанае, Актюбинске. 


Всего же за годы своей педагогической деятельности Ибрай Алтынсарин открыл четыре двухклассных центральных русско-казахских училища, одно ремесленное училище, первое в Казахстане женское училище, пять волостных школ, два училища для детей русских поселян. А также учительскую школу в Троицке, немного позже она была переведена в Оренбург.


Это направление работы Ибрая Алтынсарина также иллюстрируют материалы экспозиции, в частности, фотографии.


Наряду с открытием школ Ибрай Алтынсарин уделял большое внимание обустройству библиотек. В его рукописях сохранились записи, в которых он говорил о своих планах: «При училищах Тургайской области я намереваюсь учредить библиотеки, учительские и ученические, на что я и собрал уже 600 рублей. Цель этих библиотек заключается не только в том, чтобы книгами пользовались учащиеся и учителя, но и для того, чтобы окончившие училище молодые и образованные люди имели возможность в степи находить полезные книги и заниматься самообразованием».


Одно из центральных мест экспозиции занимают часы на цепочке, принадлежавшие Ибраю Алтынсарину. Раритет был передан музею потомками просветителя в 1989 году.


– Эти часы были изготовлены на знаменитом дореволюционном предприятии Буре, – сообщил экскурсовод. – Примечательно, что и по сей день они находятся в рабочем состоянии.


Маратгали Байганатов отметил, что после смягчения карантина экспозицию стали активно посещать студенты и школьники. Музейные гиды не только знакомят их с раритетами, но и организовывают викторины на тему жизни, творческого и педагогического пути Алтынсарина.


– Можно с уверенностью сказать, что Ибрай Алтынсарин является одним из самых популярных авторов школьной программы, – констатировал экскурсовод. 


По его словам, юные посетители всегда впечатляются рассказом о просветительском пути Ибрая Алтынсарина – многогранности его интересов, стремлении нести людям знания. 


– Ибрая Алтынсарина не стало более века назад, 29  июля 1889 года, – напомнил Маратгали Байганатов, – но все это время произведения учителя, его путь служат источником вдохновения для миллионов педагогов, а фраза «Кел, балалар, оқылық» напутствует школьников из поколения в поколение.


Статья опубликована в №132, от 02.11.2021 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Учитель поколений".


Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

12:15

11:43

11:10

10:37

10:04

20:53

19:26

18:40

17:57

17:28

16:56

16:30

16:06

15:40

15:13

14:48

14:26

14:03

13:40

13:18

12:53

12:31

12:21

12:09

11:47