Нынешний проект – не исключение, тема масштабной выставки, которая объединила мастеров кисти со всего Казахстана, – героические будни людей в белых халатах. Идея экспозиции, с которой можно ознакомиться в Государственном музее искусств имени Кастеева, принадлежит председателю сообщества «Яблочная палитра» Лидии Дроздовой.
– Практически каждый день медики, можно сказать, рискуют собой, спасают наши жизни. Конечно, такова их работа, но это не умаляет героизма профессии, – говорит она. – Стоит только вспомнить, как врачи рисковали собой в пандемию, когда большинство людей сидело дома, соблюдая жесткий карантин. Медики же в это время работали на передовой и продолжают это делать, каждый день борясь за чью-то жизнь. Выставка «Светя другим, сгораю сам» – наша благодарность за их нелегкий труд.
Идею выставки поддержал доктор медицинских наук, профессор, академик Национальной академии наук РК Вячеслав Локшин.
– «Светя другим, сгораю сам» – первая в Казахстане выставка, посвященная исключительно медицинским работникам. Считаю, что это очень важно, ведь таким образом мы поднимаем престиж профессии, говорим о доверии к нашим врачам. Большое спасибо всем художникам за это, – сказал Вячеслав Локшин.
В республиканском проекте приняли участие более сорока художников, причем не только из Алматы, но также из Астаны, Караганды, Актобе, Уральска и других городов нашей страны. В экспозиции можо увидеть и скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства.
Так, художник Равиль Абдулов из Шымкента представил на выставке два живописных произведения – «Берегущие жизнь» и «Ангелы жизни». Он подчеркнул, что считает труд всех медицинских работников героическим.
– Эти люди действительно бывают ангелами жизни, ведь они помогают ее сохранить, так что я назвал свои картины не просто ради красивых слов. Они собственно отражают суть профессии, – отметил Равиль Абдулов.
С необычного ракурса раскрыла тему выставки участница из Актобе. Ильсияр Казакова изобразила людей, собравшихся у операционного стола, глазами пациента в ожидании хирургического вмешательства.
Оригинальной можно назвать и работу художницы Елены Фурса – «Медицинский натюрморт. Из прошлого в будущее». Она как бы проводит параллель между прошлым и будущим медицины.
– Прошлое представлено через фризовое расположение предметов, несущих символическую нагрузку. Так, череп – это связь с трансцендентным, с философскими Светя другим, сгораю сам Выставка, посвященная труду медработников, открылась в Алматы понятиями жизни и смерти, загадкой бытия, – рассказывает автор произведения. – Изображение древних рукописей ассоциируется со знаниями прошлого, настоящего и будущего. Песочные часы – это аллегория человеческой жизни. Струйка песка тонка и быстротечна, как жизнь человека в критической ситуации, когда от скорости принятия врачебного решения зависит судьба пациента. Для врача и пациента очень ценно время.
Со времен Гиппократа врачи пытались разработать методы лечения для устранения боли. Так, для обезболивания начали использовать опиум. На картине пучок мака представляет собой первое лекарство. Лампа – это символ света и науки. Первые доктора изучали строение органов и систем и тайно при подобных лампах проводили вскрытие. Врачи Средневековья и Возрождения пытались углубиться визучение и постичь микроуровень организма, изначально используя лупу.
В верхней части картины, по словам художницы, изображены доктора настоящего времени, над которыми операционная лампа и полуовал, символизирующие бесконечность знаний и перспектив медицинской науки. Фон представляет микроуровень: спираль ДНК, химические формулы, модели атомов. В современном мире медицина способна проникнуть не только в ткани, клетку, клеточное ядро, но и на хромосомный уровень. Так в картине синтезируется прошлое, настоящее и будущее медицины.
Историю этой и других работ можно узнать, посетив выставку, которая будет работать до 7 августа.
Автор Елена СОКОЛОВА
Статья опубликована в №88 от 25.07.2023 газеты «Вечерний Алматы» в рубрике «Светя другим, сгораю сам».