Смогут ли самокатчики ужиться на дорогах Алматы с пешеходами и автолюбителями?

Фото: Кайрат КОНУСПАЕВ
Фото: Кайрат КОНУСПАЕВ

Электросамокаты стремительно ворвались в городскую жизнь. На них быстрее и удобнее передвигаться, они просты в управлении, экологичные, бесшумные.

На самокате возможен проезд по тротуарам; человеку, управляющему модным агрегатом, не страшны пробки и штрафы за превышение скорости. 

В Алматы тренд на индивидуальные средства мобильности появился всего пару лет назад. Сегодня количество самокатов растет, в том числе благодаря кикшерингам – сервисам по аренде самокатов. 

Горожанами эти агрегаты воспринимаются по-разному. Для одних это недорогая и комфортная альтернатива автомобилю. Другие относятся к «привидениям» с мотором с нескрываемым раздражением и откровенно побаиваются их. Кого-то сбили с ног на тротуаре, кого-то задели и испортили одежду, кому-то проехали по ноге – негативных ситуаций, к сожалению, много. 

Противоречивые мнения

Мы поговорили с автомобилистами, пешеходами, самокатчиками и представителями кик-сервиса о том, как всем мирно сосуществовать на просторах мегаполиса. 

– Честно говоря, страшновато, когда идешь с маленьким внуком по тротуару, а навстречу несется на скорости взрослый мужчина на самокате. Для пользователей этого транспорта, считаю, тоже необходимо придумать правила движения – где и с какой скоростью им кататься.

Движение на таких устройствах, считаю, должно осуществляться исключительно по велодорожкам, а не по тротуарам, – поделилась своим мнением пенсионерка Людмила Пятова. 

– Я – водитель со стажем, часто опасаюсь ехать по одной дороге с самокатчиками – неизвестно, как они себя поведут в той или иной ситуации. Зачастую они игнорируют правила дорожного движения, внося определенный хаос в транспортный поток. Еще раздражает, что самокаты разбросаны повсюду. Лежат на тротуарах, газонах, об них запинаются дети, пожилые, люди с инвалидностью. Хотелось бы, чтоб городские власти упорядочили их использование, – говорит таксист Нуржан Игизеков. 

– Пользуюсь кикшерингом уже полгода. Очень удобно: за небольшие деньги и за считанные минуты могу добраться до нужного мне пункта, объезжая пробки. Сейчас ходят слухи, что могут вообще запретить использование самокатов, но запретить гораздо проще, чем разбираться и стимулировать безопасное поведение. Уверен, Алматы, который по праву считается одним из самых продвинутых городов страны, не станет спешить с запретами, – высказался молодой человек, представившийся Дмитрием. 

Пешеход сбил пешехода

В Департаменте полиции города Алматы констатируют: дорожные происшествия с участием самокатчиков в последнее время происходят нередко. 

Примечательно, что до сих пор не определен правовой статус электросамокатов – они «зависли» где-то между мопедами и велосипедами. А самокатчики, согласно правилам дорожного движения, считаются пешеходами. 

– На идущую по тротуару женщину наехал молодой человек на самокате – какое решение нам принимать в данной ситуации? Непонятно. По закону получается, что пешеход сбил пешехода. Нужна четкая правовая основа для регулирования движения самокатов, – комментируют дорожные полицейские Ауэзовского района. 

К сожалению, в нашем обществе еще не сформировалась культура вождения: на самокатах часто передвигаются вдвоем, мчатся по тротуарам на большой скорости, подрезают пешеходов и нередко сталкиваются с ними. 

Устройство, вес которого около 35 килограммов, управляемое человеком вдвое тяжелее и движущееся на скорости, – достаточно увесистый агрегат, при столкновении с которым можно угодить в больницу. 

Навести порядок с самокатами, пожалуй, могут только сами кикшеринговые компании не без помощи исполнительных органов власти. 

К слову, алматинские операторы кикшеринга недавно объединились в Ассоциацию экологичного транспорта Казахстана для установления общих правил пользования микромобильными средствами передвижения, которые бы устроили всех участников движения. 

Инициатор создания ассоциации Мейрамбек Абелкасов считает, что в СМИ часто предпринимаются попытки демонизации электросамокатов. 

– Это новый вид транспорта, к нему повышенное внимание общественности, – говорит он, – поэтому каждый случай разбирается пристально, а негативный комментарий быстро попадает в заголовки СМИ. Очень важно не путать реальную проблему с надуманной и подходить к развитию безопасности на дорогах комплексно, начав в первую очередь с проезжей части, на которой ежегодно погибают несколько тысяч людей. 

Применимо к самокатам, по его словам, статистика обманчива. 

– Электросамокаты и сигвеи, предоставляемые нашим кик-сервисом, способны развивать скорость не более 25 км/ч, но их реальная средняя скорость – 15-16 км/ч, тогда как частные самокаты способны разгоняться до 60 км/ч и выше, что куда более опасно и для самокатчиков, и для других участников движения. Законодательно сейчас весь электротранспорт отнесен к мопедам, которые в свою очередь развивают значительно большую скорость, имеют намного большие вес и габариты, и при этом также двигаются по тротуарам и велодорожкам – очевидно, что такой транспорт куда более небезопасный, – высказывается Мейрамбек Абелкасов. 

Средство индивидуальной мобильности

Ассоциация экологичного транспорта предложила законодательно ввести понятие «средство индивидуальной мобильности» и адаптировать для владельцев самокатов те же правила, что и для велосипедистов. 

– Мы предлагаем приравнять этот вид транспорта к велосипедам, правила для которых давно регламентированы, – продолжает бизнесмен. – Надеемся, что это позволит показывать более реальную картину по происшествиям. Ведь самих самокатов стало больше на 500 процентов, так что доля случаев относительно количества поездок значительно снижается. 

По словам нашего собеседника, большинство происшествий с тяжелыми последствиями происходят именно на проезжей части, которая, к сожалению, сейчас очень агрессивна. Водители самокатов и мопедов чаще всего становятся жертвами ДТП, а не их виновниками. 

– Если посмотреть на соотношение количества инцидентов к количеству поездок на электросамокатах, то это – самый безопасный транспорт. На 1,5 млн поездок в прошлом году у нас было 13 случаев с незначительными травмами, на почти 2 млн поездок за первую половину этого года – всего 9 происшествий. 

Стоит отметить, что шеринговые самокаты отличаются от частных большими требованиями к безопасности. Они спроектированы под ежедневное использование разными людьми в городах с разной инфраструктурой, имеют больший диаметр колес, два тормоза, специальные амортизаторы, усиленные раму и деку, мощное освещение и светоотражающие катафоты по периметру. Положительно влияет и ограничение скорости – не более 25 км/ч. 

– Для нас очень важна безопасность пользователей, это не пустой звук, мы работаем над этим каждый день, – уверяет Мейрамбек Абелкасов. – Перед первой поездкой пользователю показывается видеоинструкция о правилах пользования электросамокатом. На улицах Алматы более ста консультантов по безопасности учат пользователей правилам безопасного вождения. С этого года мы еженедельно организуем школу безопасного вождения на электросамокатах, на регулярной основе обучаем через соцсети правилам дорожного движения и корректной парковки. 

Осторожно, самокат!

Конечно, ключевую роль безопасности на дорогах играет качество инфраструктуры. К примеру, в скандинавских странах, которые добились практически нулевой смертности на дорогах, давно пришли к выводу, что ничто так не влияет на безопасность на дорогах, как их дизайн.

Ограничение максимальной скорости на большинстве улиц города, создание искусственных препятствий, островков безопасности, приподнятых пешеходных переходов, освещение – эти действия влияют на безопасность на дорогах значительно больше, чем какие-либо. 

К слову, 1 июля этого года был принят стандарт к электросамокатам, 15 июля подписан меморандум о сотрудничестве Ассоциации экологичного транспорта Казахстана с акиматом Алматы. 

Наиболее важный вопрос – внесение поправок в Закон «О дорожном движении», с указанием места электросамокатов среди других участников движения, еще только в стадии обсуждения. 

Правовые нормы для того, чтобы сделать кикшеринг безопасным, создаются во многих развитых странах. К примеру, в Германии аренда самокатов оставалась под запретом, пока не была принята необходимая законодательная база. Ездить на самокатах или сигвеях там можно только по велосипедным дорожкам. 

Во Франции электросамокаты также могут передвигаться только по велодорожкам или улицам, где скорость движения ограничена до 50 км/ч. Власти Великобритании до сих пор запрещают горожанам иметь личные электросамокаты, кик-сервисы там запущены совсем недавно, а для аренды самоката нужны права. 

Понятно, что полностью запретить аренду самокатов не получится. Прежде всего, это бизнес, который, несмотря ни на что, пользуется популярностью среди населения. Кроме того, электросамокат может приобрести в магазине любой человек – его использование не запрещено. 

Есть основания полагать, что самокаты в жизни алматинцев останутся надолго. Однако без развитой инфраструктуры городские дороги вряд ли станут безопасными. В Алматы на данный момент оборудовано более 80 км велодорожек, но этого, как показывает практика, все равно не хватает. 

Удастся ли упорядочить броуновское движение самокатчиков, покажет время. А пока: осторожно – самокат! 

Статья опубликована в  №85, от 26.07.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "«Привидения» с электромотором".

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 0
Не нравится 0
Смешно 0
Возмутительно 0
×
$ 444.22  476.38  4.82
Алматы 10°