Спасите наши уши: известный адвокат подал иск в суд на бездействие полиции

Спасите наши уши: известный адвокат подал иск в суд на бездействие полиции

Известный адвокат Таир Назханов, поддержанный сотнями горожан, подал иск в суд на бездействие полиции – случай весьма неординарный и, согласитесь, редчайший.

Наш кореспондент встретился с адвокатом и задал уточняющие вопросы:

Узнав, что глубинная суть иска кроется в желании защитить людей от шума и беспредела, творимого на дорогах Алматы некоторыми категориями участников движения, честно говоря, с удовольствием присоединяюсь к вашему народному движению – живу в доме окнами на проспект Достык, и окна эти даже в самую жаркую погоду не позволяю себе открывать. Почему? 

Риторический вопрос, в ответе на который с вами однозначно солидарны алматинцы, кому выпало жить на таких магистралях, как ВОАД, ул. Толе би, проспекты Достык, Аль-Фараби и других. Шумно! И если к монотонному рычанию глушителей тысяч автомобилей люди как-то привыкли и не прислушиваются с пристрастием, то ночные гонщики с резонаторными выхлопными трубами – чума мегаполиса, не оставляющая здоровья никому – привыкнуть к себе никак не располагает. Тема нашего автобеспредела многолика и безгранична, и здесь надо говорить не только про сверхшумные мотоциклы и автомобили. Ежедневно в ленте новостей мы видим информацию о дорожно-транспортных происшествиях с участием мотоциклистов, мопедистов, самокатчиков и велосипедистов. То детей сбивают, то бабушек угрожают задавить, постоянно создают аварийные ситуации, которые, к сожалению, нередко приводят к реальным ДТП с летальном исходом.

Справка «Вечерки»: С начала года зарегистрировано 175 ДТП с участием водителей мопедов, в которых 5 человек погибли и 190 получили травмы. Среди велосипедистов зарегистрировано 67 ДТП, в которых 1 человек погиб, 70 человек получили травмы. Среди водителей электросамокатов произошло 59 ДТП, в результате которых 62 человека пострадали, никто не погиб. В большинстве аварий виноваты водители.

Почему же водители транспортных средств мешают жить алматинцам, и как создать такие условия, в которых комфортно и безопасно было бы передвигаться и гражданам, и всем «двухколесным»?

Ответ на этот вопрос прост: внести изменения в законодательство о дорожном движении, установить запрещающие знаки там, где это необходимо, и надлежаще следить за их соблюдением.

Ответ прост, но... вот это последнее «...надлежаще следить за их исполнением» – весьма проблематично на мой взгляд. Известно, что к каждому нарушителю полицейского не приставишь, мало у нас стражей порядка...

Только полиция решить комплекс проблем на дорогах не сможет, необходим тесный контакт с населением. В стране существует Инструкция по организации деятельности подразделений административной полиции в области дорожной безопасности и соблюдения регламентов, нормативов и стандартов, утвержденная приказом министра внутренних дел Республики Казахстан от 22 июля 2016 года № 757. Согласно этому документу проводятся мероприятия по совершенствованию организации дорожного движения и обеспечения безопасности дорожного движения. Разработка этих мероприятий осуществляется, в том числе, на основе предложений граждан. По результатам выдаются предложения по внесению изменений в действующие дислокации дорожных знаков (пункты 38, 44 Инструкции).

Казалось бы, что все не так уж и сложно, но, поверьте, чтобы инициировать такие изменения, нужно потратить кучу времени и нервов! В пример этому – история из личного опыта, которая длится уже более двух лет.
Жители ВОАД, проспектов Достык, Назарбаева, улицы Толе би и других крупных улиц забыли, что такое спокойный сон: практически каждую ночь граждане просыпаются от рева моторов – мотоциклисты выехали погонять. Да ладно бы по делам ехали, но какие дела по ночам? Для них ночные гонки – развлечение, для граждан – беспокойный сон и постоянный стресс.

Важно отметить, что мотоциклисты совершают административные правонарушения, а именно: нарушают тишину в ночное время (ст. 437 КоАП РК) и значительно превышают скорость движения (ст. 592 КоАП РК).
В целях разрешения этой шумной ночной проблемы с мая 2020 года я выступаю с обращениями в акимат, Департамент полиции, Прокуратуру города Алматы и другие органы с просьбой запретить движение мотоциклов в ночное время и установить дорожные знаки, запрещающие движение мотоциклов по Восточной объездной автодороге, по Толе би, Достык, Аль-Фараби и по другим большим улицам с 22:00 до 09:00 часов.

Два года бесконечных обращений, заявлений, жалоб не приносят никакого результата.

Из ответов представителей вышеуказанных органов следует, что проводятся инструктажи, останавливают и привлекают к ответственности переоборудованные автомобили. Последние ответы вовсе удивляют: мне сообщили, что планируется установка транспортных знаков, запрещающих передвижение грузовых автомобилей. Пишут им про мотоциклистов, а они – про инструктажи и несчастных автомобилистов!

На одно из обращений был получен ответ о том, что сотрудниками был произведен опрос жителей и, якобы, никаких жалоб на шум по ночам не поступило. Понятное дело, что никто никого не опрашивал и 19 июля мы с соседями с близлежащих районов к ВОАД и других крупных улиц города отправили уже коллективное обращение. И вновь никакого результата.

Таким образом, бездействуют наши сотрудники, отрицая существование насущных проблем горожан.

Устав вести переговоры с представителями правоохранительных органов и акимата, нами было принято решение обратиться за помощью в суд в порядке нового Административного процедурно-процессуального кодекса.

Так, в соответствии со статьей 133 АППК РК был направлен административный иск с требованием возложить на Департамент полиции Алматы обязанность организовать разработку мероприятий по совершенствованию организации дорожного движения и обеспечению безопасности дорожного движения и вынести предписание в адрес акимата города Алматы с предложением по внесению изменений в действующие дислокации дорожных знаков и выполнении работ по установке знаков 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено» и 3.5 «Движение мотоциклов запрещено» в период с 22:00 до 09:00 по Восточной объездной автодороге и другим крупным улицам города Алматы.

Мы с жителями надеемся, что суд разрешит нашу многолетнюю проблему, и мы вновь вспомним, что такое здоровый сон.

Надеюсь, мой пример правовой борьбы с байкерами вдохновит алматинцев и граждан Казахстана не терпеть, а добиваться комфортного проживания в своем городе и безопасности передвижения на его улицах и тротуарах!

После беседы с адвокатом Таиром Назхановым мы обратились в Департамент полиции Алматы, где нас уверили: «Шумный автотранспорт будем направлять на экспертизу, в случае превышения допустимого уровня шума будем принимать меры административного воздействия».

Как правило, на борьбу с «дристунами» – так окрестили в народе шумящих глушителями ездунов полицейские – отправляются по ночам, о чем и говорил Таир Назханов. К утру патрули задерживают до 70 автотранспортных средств и водворяют их на штрафстоянки.

В ночь на 8 августа нами задержаны 63 нарушителя с шумными выхлопами автотранспортных средств, – рассказал заместитель начальника ДП Алматы полковник полиции Нурлан Алмасбеков.

Сумма штрафа, наложенного в отношении любителей шумной и быстрой езды, составила 1 миллион 800 тысяч тенге. На штрафную стоянку водворено 4 автомашины, у 59 автовладельцев изъяты государственные регистрационные номерные знаки, которые будут возвращены после устранения недостатков. 

Всего с начала года за незаконное переоборудование транспортных средств, использование резонаторов и прямотоков, нарушающих покой граждан, к административной ответственности привлечено около двух тысяч человек. Они оштрафованы на сумму свыше 91 миллиона тенге.  

Необходимо отметить, что выявляются факты, когда злостные нарушители тщательно скрывают тумблер переключения выхлопной системы, создающий ревущий эффект. В таких случаях автомототранспортное средство направляется на экспертизу, возмещение расходов за проведение исследования возлагается на владельца ТС.