В музыке Мукана Тулебаева – душа народа

Мукан Тулебаев (1913–1960) – первый национальный композитор-классик, один из авторов первого Гимна Республики Казахстан (1947), написал знаменитую оперу «Биржан и Сара», сюиты и кантаты, симфонические произведения и инструментальные пьесы, свыше пятидесяти песен и романсов, – всего создал более ста музыкальных произведений.

Работу над оперой композитор начал в первые годы войны, а точнее, в 1942 году, вернувшись с учебы в Московской консерватории имени П.И. Чайковского, прерванной войной. Жил он тогда в холодном общежитии Алма-Атинского музыкального училища, в трудных житейских условиях рождалась опера о любви знаменитых в XIX веке поэтах-певцах, мастерах искусства айтыса. Дипломной работой будущего композитора стал первый акт оперы «Биржан и Сара». Над оперой он работал около двух лет, но впоследствии продолжал совершенствовать музыку и сделал несколько вариантов. 

Один из лучших исполнителей роли Биржана, народный артист Казахстана Байгали Досымжанов, гордился тем, что именно ему предназначалась композитором партия Биржана. Еще в процессе завершения оперы Мукан Тулебаев дал ему собственноручно написанные простым карандашом ноты двух центральных партий Биржана, напевал и объяснял характер образа акына-певца. Эти авторские рукописи первого национального композитора-классика он хранил как дорогую реликвию. 

В статье «Слово о друге» он вспоминает, как композитор представил свою оперу художественному совету оперного театра. Он сам спел всю оперу в сопровождении концертмейстера и только две арии Биржана спел Байгали Досымжанов. Первоначально опера была названа «Биржан», и это название было проставлено автором на титульном листе партитуры. В ходе обсуждения оперы для принятия ее к постановке Куляш Байсеитова предложила назвать произведение «Биржан и Сара». И эта опера стала неувядающей классикой, продолжив ряд оперных жемчужин, как «Кыз-Жибек» Брусиловского и «Абай» Жубанова и Хамиди.

Премьера оперы в четырех действиях состоялась 7 октября 1946 года в ГАТОБ имени Абая. Первыми исполнителями стали народная артистка СССР Куляш Байсеитова и  народный артист Казахстана Ануарбек Умбетбаев. Во втором составе пели Байгали Досымжанов и народная артистка республики Шабал Бейсекова. Спектакль имел невиданный успех.

В репертуаре Куляш Байсеитовой образ Сары занимал особое место. Она вспоминала: «Это новый образ в моей сценической биографии. Она отлична от образа милой, но пассивной Жибек… Сара не так знатна, но она талантлива – она смелая, как птица, и ее сила в нескончаемых и быстрокрылых песнях. Она сама идет навстречу опасности…».

В 1949 году все участники оперы были удостоены Государственной премии СССР.

Вторая декада казахской литературы и искусства в Москве в 1958 году открылась оперой «Биржан и Сара». На сцене в главных партиях блистали певческие голоса Байгали Досымжанова и народной артистки СССР Розы Джамановой. Опера имела большой успех у московских зрителей и критиков. Были восторженные отзывы в центральных газетах, в частности «Правда» написала, что «Биржан и Сара» – это опера-поэма. Именно в дни декады Мукан Тулебаев и Роза Джаманова были удостоены высокого звания «Народный артист СССР». Через год в 1959 году клавир оперы был издан в Москве.

В 1972 году опера была поставлена на сцене Башкирского оперного театра, в 1985-м – была показана в Германии во время гастролей ГАТОБ имени Абая, поставлена и в Турции. 

Опера «Биржан и Сара» является бессмертным музыкальным памятником любимому акыну казахского народа, другу Абая Биржану и талантливой дочери народа поэтессе Саре.

Мукан (Мухамедсалим) Тулебаев родился в селе Карашиган Каратальского района (б. Бурлюто­бинского, ныне Саркандского) Талды-Курганской области. Он не закончил даже семилетку, пришлось работать в колхозе счетоводом, потом секретарем сельсовета, почти до двадцати двух лет трудился в колхозе. Интерес к искусству у него проявился в юношеские годы – он организовал кочевой самодеятельный театр «Рабочая молодежь» для рыбаков и чабанов Прибалхашья на старом теплоходике, названном «Жас қазақ», позже был участником Всеказахстанского слета народных талантов (1936), где его приметили и дали направление в Москву.

Первоначально получил образование в Капальском педучилище (по другим данным, в Алма-Атинском). В предвоенные годы по направлению поступил в казахскую студию при Московской государственной консерватории (1938), где впервые и познакомился с нотной грамотой, сначала учился на вокальном отделении, потом перешел на композиционное в класс Шехтера, позднее Глиэра. В первые годы войны, как и многие студенты, участвовал в народном ополчении города Москвы, однако по состоянию здоровья осенью 1941 года вернулся в Алма-Ату. По возвращении работал дирижером Оркестра казахских народных инструментов имени Курмангазы, одновременно брал уроки композиции у Евгения Брусиловского. В 1951 году завершил учебу в Московской консерватории, и, получив диплом вернулся в Алма-Ату.

Тулебаев написал также оперу «Амангельды» (совместно с Брусиловским), были и незавершенные произведения. Певец Байгали Досымжанов вспоминал: «Помню, как он пригласил меня и предложил спеть входную арию Козы из новой оперы «Козы-Корпеш и Баян-Сулу», разработанную на основе песни «Сырымбет». Это была эффектная ария, но, к сожалению, композитору не суждено было завершить оперу». Незавершенными остались и оперы «Нияз и Раушан» на либретто Есенберлина, «Песня дружбы» (или «Ибрай Алтынсарин»), начата партитура оперы «Айдар».

Мукан Тулебаев занимался административной и общественной работой: был директором ГАТОБ имени Абая, преподавал в Казахской консерватории имени Курмангазы, дважды избирался на должность председателя правления Союза композиторов Казахстана, был членом правления Союза композиторов СССР, дважды стал депутатом Верховного Совета Казахской ССР.

Коллеги отмечали трудолюбие композитора, он постоянно совершенствовал крупные музыкальные произведения, переделывая отдельные части, и любил повторять: «Чтобы писать оперу, нужны огромное терпение и усидчивость. Иначе не то, что оперу, песни не сочинишь».

Он был любимым учеником Евгения Брусиловского, который говорил друзьям: «Наш Мукаш станет настоящим композитором». Тихон Хренников называл его «казахским Чайковским».

Беспощадная болезнь укоротила его творческую жизнь, но и то, что он успел создать, вошло в историю и золотой фонд казахской культуры. Народный артист Казахстана, оперный певец и режиссер Канабек Байсеитов в своих воспоминаниях писал: «Мукан прожил короткую жизнь, всего сорок шесть лет, а успел создать ряд талантливейших произведений, завоевавших всеобщее признание… Хотя и написал мало, он получил высокую оценку зрителей, общественности и критики. Вся его жизнь похожа на прекрасную песню, которая внезапно оборвалась, осталась недопетой, песню, которую, услышав однажды, невозможно больше забыть». 

Статья опубликована в  №36, от 16.03.2023 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Жемчужина казахской оперы".

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 0
Не нравится 0
Смешно 0
Возмутительно 0
×
$ 447.4  477.55  4.76
Алматы 13.5°