Вечные истины: премьера спектакля об отношении детей к пожилым родителям прошла в театре драмы им. М. Ауэзова

Фото предоставлены Казахским национальным театром драмы имени М. Ауэзова
Фото предоставлены Казахским национальным театром драмы имени М. Ауэзова

Постановку «Жан әке (Қазағым, қайда барасың?)» на большой сцене театра представил режиссер Асыл Кудайбергенов.

В основу спектакля легла пьеса французского автора Флориана Зеллера «Отец», ставшая широко известной благодаря одноименному оскароносному фильму 2020 года с Энтони Хопкинсом в главной роли.

Центральным действующим лицом спектакля выступает страдающий деменцией пожилой человек. Это старейшина рода, который живет в семье дочери. Его старость и болезнь сильно досаждают обитателям квартиры, и хотя Айжан искренне любит отца, он оказывается явно лишним для ее мужа. Ни одна сиделка не может поладить со стариком, и свобода взрослых детей, вынужденных постоянно присматривать за ним, оказывается резко ограниченной.

Повествование ведется от имени аксакала. Сюжет развивается сквозь мировосприятие старика. Здесь непонятно, где видения героя, а где реально происходящие события, и зрители сами должны сделать выбор. Такой драматургический прием позволяет остро ощутить всю сложность ситуации. 

По жанру спектакль заявлен как драма. Однако в постановке Театра имени Ауэзова присутствуют и элементы трагикомедии, а порой можно уловить нечто, роднящее ее с произведениями абсурдистских авторов, таких как Сэмюэл Беккет или Эжен Ионеско. За неспособностью главного героя осмыслить действительность скрывается глубокая боль близких и ощущение патовости, безысходности положения.

В спектакле задействован небольшой актерский состав. Наряду с Болатом Абдиль­­мановым, исполняющим роль старика, в спектакле играют актеры: Майра Абса­дыкова, Жанат Тинбаев, Айша Ағымбай, Меруерт Умарбекова. 

Сценографическое решение отличается простотой: действие происходит в некой среднестатистической квартире, герои спектакля – люди среднего класса. Художник-постановщик Куат Тустикбаев ограничился нехитрой мебелью на переднем плане, а на заднем – большим окном, из которого открывается вид на каменные джунгли большого города.

Спектакль «Жан әке (Қазағым, қайда барасың?)» – не первая постановка алматинских театров на тему ответственности детей перед своими пожилыми родителями. Ранее Казахский ТЮЗ имени Г. Мусрепова поставил спектакль «Дальше – тишина…» по сценарию Виньи Дельмар «Уступи место завтрашнему дню». Как в ТЮЗе, так и в Театре имени Ауэзова на премьерные спектакли пришло много молодых людей. В театрах подчеркивают: это очень важно.

Отечественных режиссеров стала волновать эта тема. потому что вопреки многовековой традиции стали нередкими случаи определения стариков в дома престарелых при живых и энергичных детях. Именно поэтому театр как зеркало общества решил обратить внимание зрителей на эту проблему…

Обычно спектакли, которым предшествовал мировой кинобестселлер, ставить непросто. У зрителей неосознанно формируется образ киногероя, и альтернативные варианты им осмыслить сложно. Однако, надо сказать, что исполнитель главной роли проделал большую работу и смог выстроить свой особенный образ, который получил живой отклик у зрителей.

Его герой – это трогательный, полный обаяния старик. О его возрасте свидетельствуют старческие ноты в голосе, семенящая походка и слабость в коленях, а о том, что он болен, говорят ничего не значащие слова, которые он вклинивает в свою речь.

Вместе с тем актеру удалось создать образ человека, который, несмотря на свой возраст и болезнь, способен на проблески иронии и даже самоиронии. 

Такие дивертисменты, как танец старика с сиделкой, вносят радостные ноты в полное грусти повествование. 

Когда герой в финале осознает, что заперт в темной больничной палате, а печаль и сочувствие зрителя достигает своего апогея, сюжет делает крутой поворот. К герою является добрый ангел в лице старой женщины, которая вызволяет его из страшного места, и они вместе возвращаются к истокам – в милую сердцу степь. И происходит ли это в действительности или только в воображении старика – опять предоставлено решить зрителю.

Ранее в интервьыю нашей газете директор театра заслуженный деятель РК Еркин Жуасбек подчеркивал, что задача театра – представлять на своих сценических площадках спектакли в разных жанрах, казахскую и мировую классику, а также современную драматургию. Театр верен этому кредо, беря в работу как всемирно признанные произведения, так и современные пьесы, поднимающие актуальные для общества темы. 

Статья опубликована в  №4, от 12.01.2023 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Вечные истины".

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 0
Не нравится 0
Смешно 0
Возмутительно 0
×
$ 446.49  475.38  4.79
Алматы 15.8°