Влюблённые в небо: 7 декабря отмечают профессиональный праздник люди, чья деятельность связана с авиацией

Влюблённые в небо: 7 декабря отмечают профессиональный праздник люди, чья деятельность связана с авиацией

Жизнь современного человека немыслима без гражданской авиации.

Сегодня воздушная транспортная сеть выходит за пределы континентов, чем значительно расширяет человеческие возможности. «Железные птицы» перевозят людей и грузы из одной точки планеты в другую.

Помимо этого, гражданская авиация незаменима в качестве поддержки для медицины, спорта. Очень часто ее помощь бывает необходима спасательным службам, работающим в зонах стихийных бедствий. 

Организация и контроль авиаперелетов – сложный многоуровневый процесс. Над этим днем и ночью трудятся специально подготовленные бригады – начиная от аэродромной службы, заканчивая командой бортпроводников, которые ежедневно несут ответственность за безопасность и жизни тысячи пассажиров. 


За штурвалом воздушного судна 

Их рабочий день начинается высоко за облаками, а все разговоры на земле так или иначе сводятся к небу.

Командир воздушного судна Airbus авиакомпании Air Astana Вячеслав Аушев – профессионал с большим опытом, за его плечами восемь тысяч часов налета, он уже 11  лет покоряет небо и готов бесконечно признаваться в любви своему делу. 

– Это самая лучшая профессия в мире! – говорит он. – Прекрасно, когда в пасмурный день самолет взлетает, прорезая облачность, и там всегда нас ждет солнце… 

Он также признается, что быть пилотом непросто. Самое сложное – осознавать, какой груз ответственности ложится на твои плечи, когда садишься за штурвал самолета. 

– Перед каждым вылетом воздушное судно проверяют до малейших деталей, – объясняет Вячеслав Аушев, – вся техника должна работать исправно. Помимо этого, в процессе полета идет постоянный контроль за функционированием всех систем. За годы моей работы на борту случались самые непредсказуемые внештатные ситуации. Очень важно в таких обстоятельствах не растеряться и не впасть в панику, а принять правильное решение, чтобы безопасно завершить перелет. 

Недавно Вячеслав Аушев и вторые пилоты Air Astana были награждены премией Хью Гордона-Бёрга за выдающуюся отвагу, мужество и действия, проявленные во время спасения самолета и коллег. 

В 2018 году они выполняли перегоночный рейс на воздушном судне Embraer Е190 после технического обслуживания, выполненного сторонней организацией в Лиссабоне (Португалия). 

Из-за неправильной установки кабельной системы управления элеронами буквально после взлета воздушное судно стало практически неуправляемым. Экипаж испытывал гравитационные перегрузки в пятикратном размере, сопоставимом с перегрузками пилотов военных истребителей в бою с крутыми пикированиями и вращениями. Тем не менее казахстанские пилоты смогли определить проблему, частично восстановить контроль и безопасно посадить самолет на военно-воздушной базе Беджа на юго-востоке Португалии. 

За мужество и профессиональные действия капитан Вячеслав Аушев и вторые пилоты Бауржан Карашолаков и Сергей Соколов удостоились награды Компании почетных пилотов. Это одно из самых известных объединений Лондона, основанное в 1929 году с целью поощрения высоких стандартов безопасности полетов. Ежегодно компания присуждает ряд наград за выдающиеся достижения в области авиации. Традиционно к наградам представляются авиаторы из Британии и стран Содружества. 2022 год стал исключением – в этом году на официальной церемонии награждения прозвучали имена казахстанцев. 


Мечта детства 

В салоне самолета нас, пассажиров, всегда встречают приветливые бортпроводники, или, как многие привыкли называть их, стюардессы. Они готовы не просто принести «мясо или курицу», но и оказать медицинскую помощь в экстренной ситуации. А если кого-то одолеет паника – успокоить. 

Зарина Бердыбекова работает бортпроводником-cупервайзером девять лет. 

– Очень люблю летать, – рассказывает девушка. – Иногда столько эмоций испытываешь за день – на борту всегда происходит что-то интересное. К сожалению, иногда бывает, что кому-то становится плохо, и необходимо вовремя оказать медицинскую помощь. Бортпроводник – это прежде всего психолог. Случается, пассажиры учиняют скандалы – нам приходится их утихомиривать. Часто успокаиваем детей, которые боятся летать. Что бы не произошло, мы всегда должны оставаться вежливыми и спокойными. Не имеем права показывать волнение или испуг, а в случае чрезвычайной ситуации на борту важно уметь быстро принимать правильные решения. 


Крупнейшая гавань страны

30 лет назад Казахстан стал полноправным членом ИКАО (Международной организации гражданской авиации), ратифицировав Чикагскую конвенцию. 

Лидером казахстанского рынка авиационных услуг является международный аэропорт Алматы, который занимает шестое место в СНГ по общему пассажиропотоку. 

Международный аэропорт Алматы является аэропортом совместного базирования – может принимать гражданские и военные самолеты, пригоден для эксплуатации всех типов воздушных судов, единственный в республике обладает двумя современными взлетно-посадочными полосами. 

В настоящее время турецким инвестором ведется строительство современного терминала. Новое здание позволит увеличить пассажиропоток почти в три раза – до 14  млн пассажиров. Срок сдачи терминала в эксплуатацию – лето 2024 года.

Руководство аэропорта объяснило, что новый терминал обеспечат сервисом уровня Optimum. Это стандарт Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). Согласно новой концепции, в аэропорту будут стремиться оптимизировать расходы и одновременно повышать скорость, качество и эффективность сервиса. 

Впрочем, за счет новейших строительных технологий терминал обеспечит экономию более 40% энергии и 20% воды во время эксплуатации, а также экономию свыше 20% материалов во время строительства. 

После возведения нового терминала инвестор пообещал реконструировать терминал внутренних рейсов. Кроме того, в планах компании сделать аэропорт крупным грузовым авиаузлом Центральной Азии. 

Статья опубликована в  №144, от 06.12.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Влюблённые в небо".

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!