Афиши заговорили: по раритетам музейной экспозиции Театра им. Абая можно проследить историю развития оперного и балетного искусства страны

Афиши заговорили: по раритетам музейной экспозиции Театра им. Абая  можно проследить историю развития оперного  и балетного искусства страны
Фото: Кайрат КОНУСПАЕВ

В 2024 году КазНАТОБ имени Абая отметит 90-летие.

Однако если отсчитывать его историю с момента формирования первой музыкально-драматической труппы, то получится, что прославленный коллектив начал свой путь в искусстве почти 100 лет назад. За эти годы на сцене театра прошли спектакли практически всего мирового классического оперного и балетного репертуара. В его стенах родилось и развивалось отечественное хореографическое и вокальное искусство.

О знаковых постановках театра на протяжении его истории рассказывают раритетные афиши. Все они собраны в музейной экспозиции КазНАТОБ, расположенной в фойе третьего этажа.

Красное и чёрное

Готовясь к юбилею, театр разработал новый логотип. В нем представлены красный, черный и бежевый цвета – это дань истории. Как поясняют в руководстве КазНАТОБ, именно такие краски можно увидеть на афишах в первой половине XX века, когда полноцветная печать была непозволительной роскошью. К слову, со временем подобное цветовое сочетание прочно закрепилось в плакатных театральных изданиях и как дань традиции широко распространено и в наше время.

В числе раритетов музея – афиша, посвященная спектаклю «Лебединое озеро». В 1937-1938 годах эта постановка помогла собрать хореографический коллектив театра. Работа над балетом Петра Чайковского была для театра делом стратегической важности – включение в репертуар «Лебединого озера» символизировало высокий уровень хореографического мастерства, а потому за подготовкой спектакля следило руководство республики. Театру были выделены средства и дан карт-бланш на приглашение профессиональных кадров из двух хореографических столиц – Ленинграда и Москвы.

Балетмейстером постановки был представитель московской школы Леонид Жуков, до приезда в Алма-Ату танцевавший на сцене Большого театра. Он досконально знал нюансы профессии, как танцовщик обладал легким, воздушным прыжком, выразительной мимикой, был чутким партнером. В своей алматинской постановке он исполнил испанский танец.

Партию Зигфрида танцевал питерец, ученик Агриппины Вагановой Александр Селезнев. Он приехал в Алма-Ату в 1937 году уже зрелым мастером, успевшим послужить на сцене Театра имени Кирова (ныне Мариинский) и в Большом театре. Первой балериной, воплотившей образ заколдованной злыми чарами девушки-лебедя Одетты и коварной Одиллии, стала прима-балерина театра Зоя Плужникова, приехавшая из Ленинграда. Декорации к балету создавал русский и советский художник, знаток истории костюма Всеволод Теляковский – в театральном музее можно познакомиться с эскизами его декораций.

Премьера спектакля в 1938 году стала настоящим культурным событием и широко освещалась в периодических изданиях того времени. Так, первая городская газета «Социалистическая Алма-Ата» писала: «Коллектив под руководством балетмейстера, заслуженного артиста РСФСР Л. Жукова одержал значительную победу – налицо крепкий ансамблевый спектакль». Газета отмечала, что новая премьера получила высокую оценку у зрителя, и желала театру смелее идти по пути дальнейшего освоения классического и современного балета.

Именно так и поступили в театре, со временем освоив основной классический репертуар. Сегодня, отдавая дань традиции и в память о той исторической постановке, каждый сезон балетная труппа открывает спектаклем «Лебединое озеро».

Опера на бис

К моменту основания балетной труппы оперный коллектив театра уже существовал четыре года. Его репертуар еще не отличался разнообразием, тем не менее своя жемчужина в нем была – это спектакль «Кыз Жибек», изначально называвшийся музыкально-драматической постановкой. Произведение было создано Евгением Брусиловским в 1934 году. Работа над крупномасштабным полотном, по признанию композитора, велась с большим волнением: произведение должно было ознаменовать рождение профессионального вокального искусства республики. Кроме того, спектакль планировалось показать на сцене Большого театра, что налагало на создателей дополнительную ответственность.

Чтобы подчеркнуть красоту нацио­нального музыкального искусства, Евгений Брусиловский взял за основу казахские народные песни. Благо выбор у него был большой – композитор неоднократно выезжал в экспедиции по регионам республики и записывал произведения народных исполнителей. Эта богатая коллекция и легла в основу вокальных партий.

Через два года после создания «Кыз Жибек» повезли в столицу СССР – спектакль был показан на сцене Большого театра в рамках программы Первой декады казахской литературы и искусства в Москве. Как вспоминал Евгений Брусиловский, по окончании спектакля весь зал стоя приветствовал Куляш Байсеитову, Манарбека Ержанова и других исполнителей главных партий.

По окончании декады Евгений Брусиловский доработал партитуру, преобразовав «Кыз Жибек» в оперу. С тех пор произведение наряду с другими составляет репертуарную основу театра, а раритетная афиша, анонсирующая поставку «Кыз Жибек», напоминает о корифеях, представивших ее на большой сцене.

Национальное достояние

В театре существует незыблемая традиция – открывать сезон оперной труппы оперой Ахмета Жубанова и Латифа Хамиди «Абай». Каждый спектакль, начиная с премьерного, состоявшегося зимой 1944 года, собирает полный зал. Послушать и посмотреть оперу приходят семьями, в зале всегда можно увидеть людей разных поколений, родители приводят детей, ведь «Абай» прекрасно подходит для первого знакомства ребенка с классическим культурным наследием родной страны. По этой же причине на спектакле «Абай» всегда присутствуют иностранцы – опера помогает прикоснуться к самобытной традиции Степи, услышать лучшие образцы песенного искусства, которые благодаря этой опере стали не только отечественным, но и всемирным достоянием.

Заказ на создание оперы поступил в годы войны. Страна нуждалась в героях, чьи жизненные примеры помогали бы поддерживать боевой дух воинов.

«Шел 1944 год, война уже велась за пределами СССР, было ясно, что фашизм капитулирует, но предстоял финальный штурм, и стойкость бойцов должны были поддержать лучшие образцы культуры, прекрасная музыка, услышав которую люди бы четко осознавали, что это та культура, которую во что бы то ни стало нужно отстоять», – рассказывал ранее внук Ахмета Жубанова композитор Алиби Мамбетов.

Работа над оперой шла в авральном режиме, сочиненные вокальные партии и оркестровые партитуры сразу передавались солистам и музыкантам оркестра для разу­чивания. По замыслу авторов, основой для оперы должны были стать лучшие образцы народных произведений, им предстояло обрести классическую форму. Наряду с этим композиторы наполняли оперу авторской музыкальной партитурой, перекликающейся с народной музыкой. Именно здесь Ахмет Жубанов применил опыт классической обработки народных произведений, полученный в Ленинградской консерватории.

По признанию композитора, большая заслуга в создании спектакля принадлежала Мухтару Ауэзову, который написал оперное либретто.

«Дня нас, – писали композиторы Ахмет Жубанов и Латиф Хамиди, – было большим удовольствием работать вместе с Мухтаром Омархановичем Ауэзовым над оперой «Абай», тем более что это было нашим первым шагом в деле большого музыкально-сценического полотна. Отточенное до ювелирного мастерства драматургии либретто помогло композиторам разрешить очень трудный вопрос – вопрос музыкальной драматургии. Мухтар Омарханович в своем либретто дал нам такие колоритные фигуры, которые легко поддавались музыкальному их воплощению. А слова были просты, но сценически-музыкально многозначительны. Они, слова, дали нам, композиторам, возможность музыкально переосмыслить тему и довести ее до эмоционального накала».

Первым исполнителем роли Абая стал Ришат Абдуллин. Впоследствии образ казахского классика воплощали на сцене Ермек Серкебаев, Гарифолла Есимов и другие именитые баритоны. Партию Ажар исполняли Куляш Байсеитова, Шара Бейсекова, Роза Жаманова; Айдара – Байгали Досымжанов, Нариман Каражигитов, Алибек Днишев.

Сегодня в репертуаре театра идут две постановки оперы «Абай» – современная, созданная в 2014 году коллективом итальянских режиссеров, хореографов и художников, и постановка историческая, где воссозданы костюмы и декорации первых спектаклей.

– Спектакль «Абай» играет ключевую роль в развитии национального оперного искусства. В 1940-е годы уже было построено замечательное здание театра, тем не менее разговоры о том, нужно ли нам оперное искусство, продолжались. Однако создание оперы «Абай» расставило все точки над «i». После премьеры спектакля стало очевидно, что земля Казахстана обладает огромным культурным потенциалом для развития оперы, – сказал корифей театра, заслуженный артист Республики Казахстан, лауреат Государственной премии Шахимардан Абилов.

Раритетные афиши, в числе которых и афиша спектакля «Абай», представлены на стендах по всему музейному пространству. По мнению создателей экспозиции, они дают возможность прикоснуться к истории первого в республике театра оперы и балета, познакомиться с именами выдающихся исполнителей, стоявших у истоков вокального и хореографического искусства страны.

Статья опубликована в  №140, от 18.11.2021 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Афиши заговорили".

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!