Большое искусство

Большое искусство
Фото предоставлено КазНАТОБ им. Абая

Национальный театр оперы и балета имени Абая восстановит спектакль Заурбека Райбаева «Спартак».

Балет, созданный в 1974 году при участии автора партитуры, классика музыкального искусства Арама Хачатуряна, возобновит ученица Заурбека Райбаева – главный балетмейстер театра народная артистка РК Гульжан Туткибаева. Над декорациями будет работать давний партнер КазНАТОБ – народный художник России Вячеслав Окунев.

– История сценических воплощений балета «Спартак» связана с поиском новых хореографических идей. Автором первой постановки, 1956 года, выступил ленинградский хореограф Леонид Якобсон, автором московской, 1968 года, – Юрий Григорович, и оба спектакля стали событием в мире балета, – рассказала главный балетмейстер театра.

Якобсон создал спектакль в клиповом, кинематографическом стиле – это были сцены из римской жизни, разделенные стоп-кадрами. Смотрелось это очень свежо и необычно. Постановка Юрия Григоровича была в корне иной – балетмейстер сделал доминантой мужской танец с полным напряжением мускулов и сильными характерами героев.

– Необыкновенный успех постановок, содержащих множество ярких идей, эхом разошелся по всему хореографическому миру, – продолжила Гульжан Туткибаева. – И, наверное, эта волна новаторства вдохновила Заурбека Мулдагалиевича на создание своей версии знаменитого балета.

Вместе с народным артистом Казахстана Заурбеком Райбаевым над воплощением постановки работал Арам Хачатурян, лично приехавший в Алма-Ату. На репетициях шла тщательная, детальная проработка хореографии и сценических образов.

– В своем спектакле Заурбек Райбаев соединил драматургическую мощь с лиризмом, в нем органично слились музыка и хореография. Балетмейстер тонко чувствовал музыку, и Арам Хачатурян это высоко оценил – постановка очень понравилась композитору, – отметила Гульжан Туткибаева.

В целом хореографический язык новой постановки, по словам главного балетмейстера театра, останется неизменным, вместе с тем творческий состав будет работать над усилением исполнительского мастерства. Также Гульжан Туткибаева сделает акцент на эмоциональном воплощении образов и детальной проработке мизансцен. 

– Я училась у Заурбека Мулдагалиевича, под его руководством осваивала мастерство хореографа-постановщика, и для меня большая честь работать над этим спектаклем, – подчеркнула народная артистка РК.

Если хореографическая партитура останется неизменной, то сценографическое решение будет новым – в духе современных творческих тенденций. 

– Для работы над декорациями и костюмами мы пригласили давнего партнера театра – народного художника России Вячеслава Окунева. У него очень большой опыт работы, это художник, который всегда предлагает множество ярких находок. Думаю, что сочетание хореографии Заурбека Райбаева с новыми формами в сценографии будет способствовать созданию современного спектакля – большого и яркого хореографического полотна, – выразила уверенность Гульжан Туткибаева, добавив, что премьера запланирована на июнь текущего года. 

«Спартак» – полномасштабное сценическое полотно, в нем задействована практически вся балетная труппа театра. Тем не менее работа над этим и другими спектаклями проходит в строгом соответствии с карантинными предписаниями, артисты репетируют небольшими группами. Вместе с тем, по заверению директора КазНАТОБ Аи Калиевой, коллектив полон энтузиазма и готовится воплотить намеченные на сезон задачи.

К слову, планов у театра много. Наряду с восстановлением балета «Спартак» готовится большая премьера оперы «Пиковая дама» Петра Чайковского. Также театр планирует поставить оперную сказку «История Кая и Герды» советского композитора Сергея Баневича.