Эксперт проследил эволюцию основного закона в Республике Казахстан

Источник фото: old.elorda.info
Источник фото: old.elorda.info

Самая первая Конституция была утверждена в Казахстане 95 лет назад, в 1926 году, когда в качестве автономии Казахстан входил в состав РСФСР.

В 1937 году Казахстан стал союзной республикой в составе СССР, это потребовало принятия нового Основного закона. Третья Конституция была принята в 1978 году. С учетом поправок она действовала и в 1990-х, ставших началом казахстанского суверенитета. Первую Конституцию независимого Казахстана утвердили в 1993 году. Нынешний Основной закон был принят спустя два года, именно дата его утверждения, 30 августа, стала в республике государственным праздником – Днем Конституции.

Своими суждениями об этапах развития Основного закона страны поделился политолог Замир Каражанов.

– Первая Конституция Казахстана была принята в период Казахской АССР. Насколько этот документ учитывал традиционный общественный уклад Казахстана и учитывал ли вообще? Можно ли было говорить об уникальности этой Конституции, ее отличии от основных законов других автономных республик?

– Конституция КазАССР 1926 года не ставила перед собой задачу сохранить традиционный уклад Казахстана. Это не «Жеты жаргы» или «Светлый путь Касым хана». Она преследовала внутриполитические, экономические и административные цели. Ее принимали с учетом Конституции РСФСР, которая появилась годом раньше. Казахстан находился в составе РСФСР, и документ определял его статус как «автономная единица», то есть это был пусть маленький, но все же шаг к самостоятельности. Стоит отметить, что уже в этой Конституции декларировалась цель «обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию», «охраны здоровья и жизни широких масс». Для своего времени это было прогрессом.

Если говорить о традициях, то Конституция 1926 года не защищала их, а скорее искореняла как пережитки прошлого. В ней подчеркивался переход «трудящихся киргизских (казахских. – Прим. ред.) масс к оседлому образу жизни». При этом совершенно не бралось в расчет, что кочевничество – это не только экономический уклад, но и сопряженные с ним культура и обычаи народа.

Интересным моментом стало отделение государства от религии, школ от церквей. Иными словами, реализовывались принципы светского государства. Но в тот момент они были обусловлены вопросами идеологии.

В Конституции 1926 года говорится об «установлении диктатуры городского и сельского пролетариата». Это был период неограниченного законом насилия в отношении помещиков и капиталистов. Однако в Конституции КазАССР не шла речь о «неограниченном законом насилии» – это были действия ее рьяных исполнителей. Тем не менее Конституция 1926 года ущемляла в правах определенную категорию граждан. Так, возможности занимать выборные должности лишались «служащие и агенты бывшей полиции», «лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли и живущие на нетрудовой доход». Таких революционных тезисов времени в ней содержалось много, например, было прописано, что Конституция «уничтожает зависимость печати от капитала и предоставляет ее в руки рабочего класса».

Принципиальных отличий от других «автономных» конституций у нее не было. Поскольку речь шла о том, чтобы формализировать процесс федерализации. Во всех автономиях в составе РСФСР также строили диктатуру пролетариата и боролись с помещиками и капиталистами. Что касается органов власти, то, естественно, они были однообразные для всех субъектов федерации.

– Известно ли, какие положения той Конституции были не просто декларативными, а исполнялись в реальности?

– Конечно же, это были права трудящихся, которые именовались достижениями социалистической революции. А именно – право на образование, здравоохранение, а также право граждан на труд. В первые социалистические десятилетия активно открывались школы, больницы, искоренялась безграмотность среди населения. В Конституции признавалось право граждан «свободно устраивать собрания, митинги, шествия».

Государство брало на себя обязанность предоставлять «все пригодные для устройства народных собраний помещения с обстановкой, освещением и отоплением». Если верить историческим документам, в тот период такие нормы соблюдались. Но в последующий период практиковались только санкционированные митинги и собрания.

– Следующая Конституция, уже КазССР, была принята в 1937 году. На это время пришелся пик сталинских репрессий, когда многие законы не исполнялись. Можно ли говорить, что тем не менее Конституция 1937 года стала шагом в развитии казахстанского законодательства не только в теоретическом, но и в практическом плане?

– Скорее всего, шагом не законодательства, а политического и административного статуса. Во-первых, Казахстан из автономии стал республикой. Во-вторых, стал субъектом СССР. Как и в предыдущей Конституции, в ней закреплялась территория Казахстана. Но при этом говорилось о неизменяемости территории без согласия КазССР. Правда, в условиях единого Союза эта норма носила формальный характер. Главные изменения касались политических институтов, которые создавались в республике, центральных органов власти – Верховного совета, судебной системы, прокуратуры. Кстати, народные суды избирались гражданами, а не назначались. Что касается основных гражданских прав, то они остались без изменения. Но опять-таки в условиях политических репрессий ряд из них был попран самим государством. Например, неприкосновенность личности, жилища, переписки граждан. Спецификой Конституции 1937 года стало то, что вместе с правом на труд появилось право граждан на отдых, материальное обеспечение на случай старости, болезни и потери трудоспособности.

– В 1977 году в СССР приняли новую Конституцию, следом, в 1978 году, была принята и новая Конституция КазССР. Сохранялась ли в новом документе законодательная преемственность с предыдущей Конституцией и в чем были ее принципиальные новшества?

– Новшеством этой Конституции стало декларирование «развитого социализма». Теперь источником власти был не пролетариат, а «народ», в число которого входили рабочие, крестьяне, интеллигенция. Органы власти не претерпели существенного изменения, но были определены компетенции высших и местных органов власти и управления. Безусловно, преемственность наблюдалась в вопросах прав и свобод граждан. Эту Конституцию, а она была последним Основным законом Казахской ССР при Советском Союзе, не меняли, а дополняли в 90-х годах. Появился институт Президента, Кабинет министров, проводились попытки децентрализации, отказ от правящего статуса Компартии. Вносились изменения, касающиеся местного самоуправления. Любопытно, что поводом для изменений ряда положений Конституции 1978 года стали новые законы, в то время как в практике конституционного права все должно быть наоборот.

– Первая Конституция независимого Казахстана была принята в 1993 году. Можно ли говорить, что это был принципиально новый Основной закон для страны, если да, то в чем?

– В Конституции 1993 года многое было новым. Во-первых, речь шла уже о независимом государстве. Во-вторых, о новой форме политического правления. Проводился принцип разделения ветвей власти, многопартийность, политический плюрализм и отказ от господствующей идеологии. При этом остался Верховный совет, название которого исторически восходит к советскому периоду. В-третьих, Конституция отражала переход от государственно-плановой экономики к рыночной. Здесь мы уже читаем, что «гражданин республики имеет право быть собственником».

Велением времени стала норма о гражданстве. В Конституции исключалось двойное гражданство. Но за представителями казахской диаспоры за рубежом признавалось право иметь гражданство РК, если оно не противоречило юрисдикции иностранного государства. Также в Конституции 1993 года гарантировалась свобода совести. Но не говорилось о том, что ограничивается вмешательство государства в деятельность религиозных объединений. Зато в следующей, нынешней Конституции РК, указывается, что религиозные организации не могут вмешиваться в работу государства.

Между тем есть общие пункты с предыдущими советскими конституциями. Например, право на труд. Но в Основном законе 1993 года это уже не гарантированное государством право. Также имелись такие статьи, как «право на отдых», «право на охрану здоровья», причем последнее обеспечивалось «бесплатной медицинской помощью» в госклиниках. При этом предусматривалась и платная медицина. Была сохранена норма о праве граждан на бесплатное среднее, среднее специальное и высшее образование. В Конституции РК 1993 года за гражданами закреплялось «право на благоприятную для жизни и здоровья окружающую природную среду». Конституция 1993 года стала документом, который одновременно был связан с прошлым и обращен в будущее.

– Почему через два года назрела необходимость в принятии нового Основного закона?

– Главная причина – это реформы. Конституция 1993 года носила половинчатый характер, и она еще была недостаточно сбалансированной. Чтобы перейти к рыночной экономике, были необходимы рыночные реформы, как правило, болезненные для общества. Поэтому требовались политическая воля и ответственность. Кроме того, нужно было дальше модернизировать законодательства, чтобы нормы отвечали запросам современного мира, способствовали построению эффективного государства. И такая работа была проделана.

Очень важно, что в настоящей Конституции в отличие от Основного закона 1993 года в преамбуле декларируется построение правового государства. Немаловажно и то, что Конституция соответствует основополагающим нормам международного права: обязательства, которые берет на себя Казахстан перед другими странами и международным сообществом, республика выполняет.

– Если считать со времени СССР, то всего в Казахстане было принято пять конституций. Можно ли проследить некую преемственность между ними?

– Преемственность можно проследить между конституциями советского периода. Это касается вопросов прав граждан, политического и экономического устройства. Две последние конституции близки по духу, но отличаются. Если говорить в целом, то основная преемственность касается социальных прав граждан. Однако и здесь объем гарантий со стороны государства менялся.

– С момента принятия нынешнего Основного закона в РК прошло 26 лет, можно ли говорить, что за это время Конституция показала себя как эффективная основа для развития страны?

– За последние годы Конституция показала работоспособность, обеспечивала стабильность в стране, позволила провести необходимый пакет реформ по переходу к рыночной экономике и обеспечить поступательное развитие государства.

Статья опубликована в №103, от 28.08.2021 газеты "Законы политической эволюции".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 0
Не нравится 0
Смешно 0
Возмутительно 0
×
$ 444.22  476.38  4.82
Алматы 10°