Украшенная резьбой старинная деревянная архитектура является частью неповторимого облика Алматы. Во многом этим великолепием город обязан своему дореволюционному зодчему Павлу Гурдэ – уроженцу Франции, для которого Семиречье стало родным домом. Здесь, в тогда еще одноэтажном и патриархальном городе, он внедрял передовые архитектурные технологии, пытаясь применить европейские строительные нормы и правила. Гурдэ стремился сделать Верный не только красивым, но и комфортным для проживания местом.
Семиречье – дело верное
В Верный он попал благодаря губернатору Семиреченской области Герасиму Колпаковскому. Спасение пришло неожиданно. Глава региона прибыл по делам службы, он повсюду искал образованных людей – нужно было проектировать и строить дороги, возводить здания, инженерные коммуникации, поэтому специалист в области архитектуры и строительства ему нужен был как воздух. Кроме того, Колпаковский искал своим детям частного педагога. И в этом плане Гурдэ также казался подходящей кандидатурой: в Российской империи высоко котировались французские гувернеры. Генерал взял Гурдэ с собой в Верный.
Приехав в столицу Семиречья, Павел Васильевич стал учить детей генерал-губернатора, а вскоре ему была предложена работа по специальности – он занял должность младшего инженера Семиреченского строительного отделения, и здесь уже Гурдэ показал себя как грамотный и эрудированный специалист.
Колпаковскому, внимательно следившему за успехами своего протеже, особенно нравилось, что Гурдэ требователен к чертежам, точен в расчетах и обладает способностью четко формулировать задачу. Было ясно – это не только архитектор, но и руководитель. Поэтому уже через несколько лет он возглавил отделение и в течение двух десятилетий исполнял должность городского архитектора Верного.
Новые формы
Ко времени приезда Гурдэ в центр Семиреченской области ожидалось принятие нового, второго по счету, генерального плана развития города – его утвердили в 1874 году. Согласно этому документу, из вчерашнего военного укрепления предстояло создать современный по тем временам город – с удобной прямоугольной планировкой кварталов, водопроводом и освещением улиц. Все эти задачи предстояло решать новому главному архитектору.
Как практически во всех одноэтажных городах империи, в Верном еще до приезда Гурдэ был взят на вооружение неорусский стиль – возводились дома, напоминавшие русские избы. Зодчий стал развивать это направление, считая его весьма перспективным для городов Семиречья. Между тем он привнес новшества, основанные на идеях русского модерна: развил декоративность, придал зданиям массивность, что отражало купеческий дух города.
Защищая в Думе свои идеи, Гурдэ настаивал: в Семиречье, где в среднем более 150 тысяч солнечных часов в году, нужно использовать естественное освещение – проектировать дома с большими окнами. Кредо архитектора заключалось в проектировании просторных помещений, в которых удобно жить, работать и учиться.
Большая стройка
Одобренные городскими законодателями идеи Гурдэ активно воплощал в жизнь. Проектов было много, особенно город нуждался в объектах образования. Ко времени приезда Павла Васильевича в Семиречье верненские гимназии и городской приют располагались в обычных избах на территории Большой станицы и были перенаселены. Такое положение дел нужно было менять: скученность грозила эпидемиями, кроме того, город развивался на юг, в сторону Головного арыка и стояла задача обустраивать новые территории приятными глазу домами и садами.
Здание городского приюта ведомства императрицы Марии Александровны, сооруженное по проекту Гурдэ, выросло в 1892 году по тем временам в верхней части города, на нынешней улице Кабанбай батыра.
«Это одноэтажное, прямоугольное в плане, бревенчатое здание на бутовом фундаменте, с подвалом» – так описывается приют в справочнике «Свод памятников истории и культуры города Алматы». Гурдэ верен своим принципам – приют имеет большие окна и просторные помещения: «пластику фасада создает по горизонтали полоса частых окон, по вертикали – лопатки в простенках. Окна обрамлены развитыми резными наличниками, опирающимися на кронштейны». Центральную часть здания украшали пять куполов домовой Александро-Мариинской церкви.
Можно представить, как радовались дети и педагоги, заселившиеся в светлые и просторные помещения, удобные для проживания и учебы. К слову, алматинцы могут оценить архитектуру Гурдэ, посетив Музей Алматы, расположенный в этом здании. А вот придомовой церкви уже нет 94 года – ее снесли во время богоборческой кампании в 1927 году.
Учение – свет
Передовыми по тем временам строительными нормами и правилами Павел Гурдэ руководствовался, проектируя здание городского верненского училища имени Колпаковского – двухэтажное, прямоугольное в плане строение на кирпичном цоколе.
Как и другие проекты Гурде, училище отличали просторные помещения и большие окна. Окна учебных классов преимущественно выходили на южную сторону, чтобы студентам доставало естественного света во время дневных занятий. Большое внимание Гурдэ уделил декору, оформив здание в стиле русского модерна. «Фасады обильно украшены декором из резных подзоров, междуэтажных поясков и карнизов. Лопатки имеют накладные элементы из резного дерева», – описывает фасад краевед Владимир Проскурин в упомянутом справочнике.
Возведенное в 1890 году, оно и поныне украшает нижнюю часть улицы Гоголя, между улицами Калдаякова и Зенкова.
Украшение города
В числе самых ярких творений городского архитектора были деревянная Знаменская часовня, построенная в районе Зеленого базара и освященная в годовщину верненского землетрясения 18 мая 1887 года, и дом губернатора, возведенный в 1884–1887 годах в районе парка, который в наше время носит название в честь 28 гвардейцев-панфиловцев.
Верненская дума в своем журнальном определении писала, что «опытность его (Гурдэ. – прим. ред.) в архитектурном искусстве известна всему городу по построенному им по своему проекту губернаторскому дому, который по изяществу своему может служить украшением любого благоустроенного города…» Оба сооружения не сохранились – здание резиденции было разрушено землетрясением и впоследствии восстановлено другим архитектором, Брусенцовым, а часовню снесли в ранние советские годы.
Инженерное дело
Помимо зданий Гурдэ занимался проектированием инженерных сооружений, в частности водопровода по улице Фонтанной (ныне Тулебаева). От Головного арыка воду в нижнюю часть города пустили по деревянным и глиняным трубам, вдоль улицы расположили колонки. К слову, водопровод обслуживал и бани, расположенные ниже современного проспекта Райымбека.
Также в числе безусловных достижений зодчего – проект уличного фонаря: Гурдэ выиграл конкурс на лучшей проект по освещению города. За основу своей идеи он взял древний казахский способ освещения юрты: в сосуд с бараньим жиром клали фитиль и поджигали его. По свидетельству комиссии, его лампа давала «вполне достаточное освещение, которое позволяет свободно читать книгу в десяти шагах от фонаря».
Последнее прости
Павел Васильевич почти приблизился к своей мечте – подобно своему соотечественнику Огюсту Монферрану – создать величественный собор.
О недостатках Софийской церкви в Большой станице, на тот момент самой большой в городе, говорилось давно. Верному требовалась новая церковь, пригодная к выполнению функций кафедрального собора.
В своей резолюции губернатор писал: «Конечно, было бы желательно, чтобы план и постройка собора остались за г-ном Гурдэ, знания, опытность и вкус которого могут служить порукой тому, что собор будет прочен, обойдется недорого, выстроен скоро и по своему внешнему виду будет действительно Храмом Божиим и станет украшением городу Верному».
Гурдэ даже сделал первые эскизы, но не случилось... К тому времени его покровитель Герасим Алексеевич Колпаковский уже давно покинул пост губернатора, с новым же руководством региона у зодчего понимания не возникло. Не сложились отношения у Павла Гурдэ и с военным инженером и архитектором Андреем Зенковым. С отличием окончив Николаевскую военно-инженерную академию, Зенков стал стремительно продвигаться по карьерной лестнице и, как известно, впоследствии сыграл решающую роль в проектировании Свято-Вознесенского кафедрального собора.
Гурдэ же новое начальство региона привечать не спешило. Чиновники попросили зодчего предоставить документ о квалификации архитектора, и тут выяснилось, что свои дипломы Императорского лицея Ниевра Дижонской академии, а также Императорской школы профессий и искусств он потерял еще в молодости, во время многочисленных переездов. Герасим Колпаковский считал это делом незначительным, однако новое руководство, не учитывая предыдущих заслуг Гурдэ, в том числе и присвоенного ему звания почетного гражданина Верного, сделало из этого проблему. «Из-за придирок, которые он считал для себя унизительными, Гурдэ сначала отказался от предложенного ему проектирования собора, а затем и от своей должности городского архитектора», – пишет краевед Александр Лухтанов в своей книге «Город Верный и Семиреченская область».
Гурдэ отправился в Санкт-Петербург, оставив ставший ему родным город, которому отдал 35 лет жизни и где его именем была названа улица (нынешняя улица Уалиханова).
В Петербурге зодчий работал гувернером, занимался систематизацией архивов Герасима Колпаковского.
Не стало архитектора в 1914 году, он ушел из жизни в возрасте 68 лет.
Долгие десятилетия имя зодчего Павла Гурдэ оставалось полузабытым, более того, в результате исторической путаницы спроектированные Гурдэ здания приписывали авторству Андрея Зенкова. И лишь в новейшее время во многом благодаря алматинским краеведам Неле Букетовой и Александру Воронову, изучающим биографию и наследие Гурдэ и написавшим о нем книгу, имя зодчего было возвращено, а в Ауэзовском районе города появилась улица, названная его именем.
Памятником зодчему служат спроектированные им здания. Наряду со зданием приюта и училища в числе сохранившихся произведений Гурдэ квартира директора приюта (Богенбай батыра, 154), Верненская мужская гимназия (Казыбек би, 28), торговый дом Габдулвалиева (Жибек Жолы, 39), впоследствии модернизированный Андреем Зенковым, и другие. Расположенные в тени многоэтажных домов, они являются частью неповторимого архитектурного облика Алматы и напоминают жителям о богатой истории нашего города и замечательных людях, которые служили ему.
Статья опубликована в №72, от 15.06.2021 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Городу от Гурдэ".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!