Метрополитен Алматы в 2023 году осуществил перевозки 25 миллионов пассажиров

Метро действует в Алматы относительно недавно, но этот вид общественного транспорта полюбился алматинцам и гостям города, сообщает Vecher.kz.

фото автора
фото автора

Сегодня метрополитен уже стал привычным явлением и особой достопримечательностью мегаполиса, как телебашня на горе КокТюбе или Золотой человек на вершине монумента Независимости.

Несмотря на успешное вхождение в группу основных перевозчиков мегаполиса, идет увеличение возможностей метрополитена путем расширения сети станций, что приведет к еще большему охвату районов и увеличению пассажиропотока. Работа метростроевцев на объектах строительства не приостанавливается, несмотря на морозную погоду.

На возведении третьего пускового комплекса второй очереди линии метрополитена царит оживленная атмосфера. На строящемся перегонном тоннеле от станции «Момышулы» до возводимой станции метро «Калкаман» работы идут уже на глубине. В подземной части, по которой в будущем пойдут составы с пассажирами, видны уже забетонированные тоннели, но пока еще не проложены рельсы. Сюда лихо заезжают большегрузные КАМАЗы, и видно, что производственный процесс идет достаточно активно.

Начальник службы капитального строительства КГП «Метрополитен» Алматы Айдар Самаликов сообщил, что работы ведутся согласно графику и сбоев не зафиксировано.

“Из применяемых на строительстве комплекса материалов до 80% комплектующих и элементов: железобетонные кольца, силовые кабели, цемент и другие материалы казахстанского производства”, – рассказывает Айдар Самаликов.

Метростроевцы с гордостью отметили, что после недавнего резонансного землетрясения в Алматы они осмотрели объект и не обнаружили каких-либо повреждений.

Завершение строительства станции «Калкаман» предполагается на начало 2026 года. Она располагается в двух километрах от пока конечной станции «Момышулы». Сейчас в районе станции «Калкаман» также ведутся необходимые работы, хотя еще и продолжаются мероприятия по изъятию земельных участков, поскольку некоторые жители из-за недовольства суммой компенсации вступили в судебные тяжбы.

Примечательно, что вертикальная глубина станции «Калкаман» до 17 метров, а самая глубокая из действующих станций – «Абай», где вертикальная глубина составляет 95 метров.

Перспектива – мини-хаб

Пресс-секретарь «Метрополитена» Индира Андирова рассказала, что перевозки пассажиров стабильно растут. Услугами метрополитена в среднем ежедневно пользуется не менее 90 тыс. пассажиров. В 2023 году в конце ноября – начале декабря было зафиксировано увеличение пассажиропотока до 100–110 тыс. человек в день.

Поэтому, учитывая ввод новых станций, на метрополитене стараются заблаговременно увеличивать мощности. В начале 2023 года были введены в эксплуатацию два дополнительных состава, а в конце года на линию вышел еще один.

“На линии сегодня работает 11 составов с интервалом движения в часы пик 5 мин 32 секунды. Всего на алматинском метрополитене в 2023 году было перевезено порядка 25 миллионов пассажиров”, – сообщила Индира Андирова.

В дальнейшем, по прогнозам метростроевцев, с вводом в эксплуатацию станции «Калкаман» предполагается увеличить пассажиропоток еще на 10–15 тыс. человек в день.

В планах метростроевцев возведение, помимо «Калкамана», еще трех новых станций. Далее за «Калкаманом» откроется станция вблизи акимата Наурызбайского района, другая – на пересечении улиц Толе би и Алатау, а конечным пунктом станет станция на территории рынка «Барлық». Ее удаленность от действующей станции «Момышулы» – 7,3 километра.

“В районе рынка «Барлық» будет создан крупный транспортно-пересадочный узел, куда будут сходиться маршруты городских автобусов, а также в перспективе линии ЛРТ и БРТ. Там же построят паркинговые зоны для автомашин”, – сообщил о перспективах будущей конечной станции главный инженер службы капитального строительства «Метрополитена» Алматы Максат Сейткулов.

С его слов, по планируемым трем станциям метрополитена начато проектирование. Получены ТЭО и заключение госэкспертизы, а завершение стадии проектирования предполагается до сентября текущего года. Затем после прохождения госэкспертизы и иных процедур определится стоимость проекта, другие технико-экономические показатели, включая сроки осуществления работ.

Пока не определены наименования будущих станций и еще предстоит узнать мнение республиканской ономастической комиссии. Традиционно внутренний интерьер, раскраска и оформление каждой станции будут отличаться от остальных, как и у ныне действующих станций.

“После определения названия станции будут привлекаться дизайнеры, художники, оформители и архитекторы, которые в зависимости от наименования представят на конкурс свои проекты”, – рассказал Максат Сейткулов.

В метро – на экскурсию

Корреспонденту «Вечёрки» удалось проехать в кабине машиниста электровоза в качестве пассажира. Впечатления только позитивные от мягкого, но в то же время быстрого движения состава. Как рассказали машинисты, плавность и мягкость при движении и торможении создает имеющаяся воздушная подушка.

“Я пришел на работу в «Метрополитен» еще до того, как запустили первые составы с пассажирами. Ранее работал на железной дороге и уже имел семь лет стажа работы машинистом. Машина удобная и легкая в управлении. В среднем в смену нужно сделать до шести выездов на маршрут. Особой усталости после работы не чувствую”, – так охарактеризовал свой труд машинист электропоезда Нуржан Абдраимов.

Машинист-инструктор Мирас Рыспеков рассказал, что недостатка в машинистах нет. Для того чтобы получить допуск к управлению составом, необходимо иметь соответствующие права управления поездом, которые выдают по окончании курсов в электродепо. Тем не менее после приема в КГП «Метрополитен» в течение трех месяцев проводится теоретическое и практическое обучение, а уж затем машинист может выезжать на линию.

“В последующем, если дополнительные линии будут открываться, то еще будет набор машинистов”, – говорит о перспективах Мирас Рыспеков.

Стоит отметить, что зарплаты у машинистов намного выше, чем среднестатистические зарплаты казахстанцев – более 400 тыс. тенге. А те специалисты, которые имеют более высокий класс и хороший стаж, получают доплаты.

Посещающий впервые станции пассажир всегда может заметить, что все работники имеют отличающую их униформу, а на каждом участке ответственные работники следят за порядком и мерами безопасности для пассажиров.

“Моя задача – следить за порядком и безопасностью людей на платформе”, – рассказывает дежурный по обслуживанию пассажиров 28-летний Марлан Нуржан.

Юноша недавно работает на метрополитене, но знает, что в числе его главных задач не только недопущение происшествий, но и оказание помощи престарелым пассажирам и лицам с ограниченными физическими возможностями, гражданам с малолетними детьми.

На станциях в целях ускорения процесса прохода пассажиров на платформы стали активней применяться цифровые и иные технологические новинки. Так, на станциях «Абай» и «Момышулы» установлена система распознавания лиц «фэйс-пэт». Моментальную оплату проезда можно сделать банковской картой, карточкой «Онай» или специальным проездным билетом для метрополитена. Выгодным считается и то, что при оплате наличными деньгами тариф остается такой же, как и при использовании транспортной или банковской карты. Сегодня «Метрополитен» ведет переговоры с сотовыми компаниями для установки оборудования, позволяющего проводить оплату через QR.

На входных турникетах пассажиры суетливо стараются побыстрее пройти к платформам и оказаться в эшелоне.

“Поездка в метро намного приятнее, чем на другом виде общественного транспорта. Главное – это быстрота. Тут нет зависимости от пробок и погодных условий. На остановках пассажир ощущает осадки, мороз или ветер, а в метро уютно и просторно. Многие приезжающие в Алматы заходят в метро не столько для поездки под землей, а больше даже на экскурсию”, – говорит жительница мегаполиса Шолпан Каргожинова.

 

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 0
Не нравится 0
Смешно 0
Возмутительно 0
×
$ 442.05  474.14  4.74
Алматы 17.2°