Он рассказывает, что еще за три месяца до наступления трагического 2022 года у него были плохие предчувствия – в воздухе ощущались тревожность и напряженность. Эти чувства он вылил сразу же на полотно, на котором интуитивно изобразил площадь Республики, уже видевшую страдания народа в декабре 1986 года. В вечерней темноте падает с неба пушистый снег, устремился вверх между двумя жилыми высотками монумент Независимости с Золотым человеком на крылатом барсе, возле которого собралась кучка митингующих людей, а по другую сторону площади – военные с автоматами за плечами. Совсем не предновогоднее настроение передано автором в этой картине, которая после январских событий превратилась в часть диптиха No comment. Второй частью стала инсталляция, изображающая сгоревшее здание акимата Алматы, которое вскоре после пожара было обтянуто строительной сеткой для восстановительных работ. Венчает инсталляцию флажок, символизирующий незыблемость государственных устоев. Сгорело здание, но не Государственный флаг Казахстана.
– Мне, как архитектору, очень жаль здание акимата, я знал лично автора этого объекта Калдыбая Монтахаева. Прекрасно понимая, что полностью облик здания уже не восстановить, запах гари, который сопутствует пострадавшим при пожаре объектам, не выветрится очень долгое время, с профессиональной точки зрения остро чувствовал утрату архитектурного сооружения и сразу же сделал такую инсталляцию, пока свежи впечатления от увиденного и пережитого.
Из этих же соображений в феврале 2022 года в Центральном государственном музее РК была открыта групповая выставка «Мой Казахстан – моя семья», посвященная темам трагического Кантара и единства, мира в нашей стране, которую организовала художница Лидия Дроздова, руководитель алматинского творческого объединения «Яблоневая палитра», в числе участников экспозиции был и Георгий Ли. Он представил диптих и картину, в которой передал боль самой страшной человеческой трагедии – утраты матерью своего ребенка. На фоне все того же полыхающего здания акимата женщина, сидя на земле, держит в объятиях своего убитого сына, крича и оплакивая его. Грудь парня залита кровью, а рана прикрыта бирюзовым флажком. По манере исполнения картины Георгия обычно экспрессивны и наивны, что позволяет ему, как он объясняет, писать легко о сложном.
– Я считаю, что современная живопись должна реагировать на события здесь и сейчас, а завтра схватить все ощущения будет уже невозможно. Точно так же я писал на тему пандемии, когда она только началась. Я знаю, что сейчас уже не смогу лучше передать настроения, чувства тревоги и растерянности, которые были во времена пандемии, потому что нужно творить, пока впечатления еще яркие, – говорит Георгий Ли.
По этой же причине автор не выставляет по нескольку раз свои работы, он всегда живо откликается на злобу дня и старается не возвращаться к прошлым темам, даже если они не теряют актуальности, поэтому мы решили рассказать о работах Георгия Ли, посвященных Кантару, и предоставить читателям возможность увидеть их на странице нашей газеты. Напомним, что «Вечёрка» в статье «Голубь на удачу» (№ 19 от 19 февраля 2022 года) сообщала в целом о масштабной групповой выставке «Мой Казахстан – моя семья», не акцентируя внимания на произведениях Георгия Ли и работах на тему Кантара других авторов, поэтому нам хотелось бы рассказать в следующий раз о полотнах, посвященных трагическому Январю, Максима Ведерникова и Лидии Дроздовой.
Автор Индира САТБАЕВА
Статья опубликована в №81 от 06.07.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Флаги не горят»