Несмотря на комплексные меры, принимаемые властями города, несанкционированные свалки мусора разрастаются и становятся настоящей экологической катастрофой.
Они видны из космоса
Национальная компания АО «Қазақстан Ғарыш Сапары» совместно с Министерством экологии, геологии и природных ресурсов РК четвертый год подряд проводит по всему Казахстану космический мониторинг отходов производства потребления. Результаты космомониторинга отслеживаются соответствующими службами через геосервис, который указывает места складирования отходов. Сервис позволяет определить тип свалки, дату снимка и территориальную принадлежность с возможностью внесения специалистами комментариев.
По официальным данным Комитета экологического регулирования и контроля Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК, с начала года космическим мониторингом «Қазақстан Ғарыш Сапары» зафиксировано около 3,5 тысячи мест несанкционированных свалок, из которых ликвидировано около 1,5 тыс.
В этом году, как сообщили в Департаменте экологии по городу Алматы, геопорталом выявлено десять мест стихийных свалок в двух районах мегаполиса.
В частности, на территории Медеуского района – в квадрате южнее Кульджинского тракта, восточнее улицы Бухтарминской и севернее Большого Алматинского канала обнаружены восемь стихийных свалок строительных и твердых бытовых отходов; на территории Турксибского района две подобные свалки – севернее Кульджинского тракта, восточнее улицы Бухтарминской и севернее улицы Спасской.
Все несанкционированные места отходов были занесены в базу геопортала «Қазақстан Ғарыш Сапары», на конец июня восемь из них утилизированы.
Чужой мусор?
Для выявления мусорных точек на территории города акиматом Алматы создана также рабочая группа, в которую входят специалисты различных профильных ведомств, в том числе сотрудники полиции.
Рейды показывают, что алматинцы выбрасывают отходы своей жизнедеятельности, что называется, «нe oтxoдя oт кaccы», – в придорожных лесках, местах массового отдыха, оврагах, кюветах.
– Стихийные свалки имеют свойство вырастать в самых неожиданных местах – алматинцы сами «определяют» места для их дислокации, выбрасывая мусор. Практически любая лесная дорожка или тропинка, по которой способна проехать машина, заканчивается кучей мусора.
Несмотря на то, что людям предлагается заключать договоры на вывоз бытового мусора и выносить его к специальной машине, многие предпочитают оставлять его в ближайших кустах, – комментирует руководитель отдела по управлению отходами Управления экологии и окружающей среды Алматы Ельдос Жалбагаев.
То, что происходит с территорией, прилегающей к городу, порой не поддается описанию. Остатки еды соседствуют с битыми кирпичами, сломанной бытовой техникой, дверьми, пластиковыми и стеклянными бутылками, пакетами, строительным мусором.
По словам Ельдоса Жалбагаева, на определенных территориях мусор убирается неоднократно, но он появляется вновь и вновь, конечно, не без «помощи» горожан.
Только с начала этого года рабочей группой было зафиксировано около 40 стихийных свалок, из них большая часть ликвидирована. Однако проходит неделя-другая, и все возвращается на круги своя. Штрафуют нарушителей, если повезет, во время рейдов. В прошлом году было составлено порядка 2,5 тысячи административных протоколов на общую сумму 109 миллионов тенге, но в большинстве случаев организаторы стихийных свалок остаются безнаказанными.
Экологическая угроза
О том, что стихийные свалки – явление не только неприятное для людей, но и весьма опасное, говорит старший государственный экологический инспектор Департамента экологии по городу Алматы Ерлан Жакиянов.
– Это, прежде всего, рост инфекционных болезней, – отмечает специалист. – Их переносчиками являются животные, которые часто обитают в местах скопления мусора. Это и загрязнение воздуха, возгорание выделяемого в результате гниения газа, проникновение в почву и воду токсичных компонентов, загрязнение поверхности земли органическими и неорганическими соединениями. Кроме того, ТБО беспокоят как источник неприятного запаха. Разложение отходов длится десятки лет.
Между различными компонентами ТБО могут происходить химические реакции, образующие токсичные соединения. При дождливой погоде образуются загрязненные сточные воды, которые проникают в землю и отравляют грунтовые воды. Все это может грозить городу и области экологической катастрофой.
Ну, и кроме того, наличие свалки попросту губит внешний вид города и выглядит недостойно.
«Чистый» вопрос
В Экологическом кодексе РК, принятом в прошлом году, прописан ряд мер по ликвидации стихийных свалок. Среди основных: обязательное установление GPS-датчиков на мусоровывозящем транспорте; введение лицензирования предприятий, занимающихся переработкой и утилизацией отходов; переход на уведомительный порядок для мусоровывозящих организаций; ужесточение ответственности за нарушение по обращению с отходами.
Однако, как уверяет председатель Ассоциации экологических организаций Казахстана Айгуль Соловьева, эти меры не работают в полную силу.
– К образованию стихийных свалок приводит прежде всего ситуация с полигонами твердых бытовых отходов, – говорит общественный деятель. – По итогам первого полугодия прошлого года по республике количество полигонов составляло 2932, из них всего 509, или 17,36 процента соответствуют экологическим и санитарным нормам.
Айгуль Соловьева также отмечает, что по мере совершенствования законодательства с 2016 года поэтапно вводилась норма по запрету захоронения на полигонах некоторых видов отходов, но в связи с неготовностью регионов по обеспечению необходимой инфраструктурой, Министерством экологии, геологии и природных ресурсов РК дважды был инициирован перенос запрета на захоронение строительных отходов. На сегодня ни один регион, за исключением Нур-Султана, не обеспечил реализацию данной нормы.
Общественность также обеспокоена ситуацией с возгоранием свалок. Только с начала текущего года произошло более 40 фактов возгораний, из них в Восточно-Казахстанской области – 17, Актюбинской – 5, Алматинской – 4, Акмолинской и Павлодарской – по 3.
Это, считает Айгуль Соловьева, свидетельствует об отсутствии контроля со стороны местных исполнительных органов и своевременного проведения необходимых мероприятий по недопущению возгорания отходов.
На сегодня, по ее словам, из 206 населенных пунктов страны только в 25 разработаны проектно-сметные документации на строительство полигонов ТБО. Это говорит о том, что остальным населенным пунктам по этой статье расходов в ближайшие два года средства из бюджета не будут выделены.
– Экологические платежи должны быть направлены на мероприятия по охране окружающей среды, в том числе на строительство новых полигонов, приобретение и установку необходимой инфраструктуры, но акиматы практически не учитывают данную норму, – считает эксперт.
По ее словам, несмотря на регулярную ликвидацию стихийных свалок, их количество не уменьшается. Поэтому эта проблема требует более кардинальных и решительных действий с вовлечением всех заинтересованных сторон, в том числе общественности.
К слову, в 2020 году в Минэкологии была создана горячая линия для обращений по стихийным свалкам. За шесть месяцев прошлого года поступило 1310 заявок, по 925 обращениям приняты меры, но, как мы можем наблюдать, ситуация не улучшается.
Одним из положительных примеров Айгуль Соловьева называет работу Единого контакт-центра iKomek в Нур-Султане, который имеет необходимую техническую инфраструктуру и человеческие ресурсы для эффективной деятельности. Данная система с начала года обработала порядка 500 обращений по отходам.
При этом, отмечает эксперт, есть необходимость в расширении функциональных возможностей iKomek и других кол-центров с применением мобильных приложений в регионах по выявлению стихийных свалок и выработки единого подхода, в том числе по взаимодействию с государственными органами – акиматами, МВД, Департаментами экологии и другими.
– Стоит отметить деятельность предприятий по вывозу отходов, которые влияют на образование стихийных свалок, – продолжает Айгуль Соловьева. – На территории Казахстана работает более 190 мусоровывозящих организаций, на балансе которых имеется свыше двух тысяч единиц специализированного автотранспорта. В целях упорядочения и контроля деятельности мусоровывозящих организаций в Экологическом кодексе предусмотрено введение уведомительного порядка, то есть без регистрации в реестре таких субъектов и спецмашин их деятельность будет запрещена. Более того, в целях недопущения образования новых стихийных свалок мусоровывозящие организации обязаны устанавливать датчики GPS на транспорт и передавать полную информацию о передвижении транспорта в местные исполнительные органы.
…Тем временем горожане продолжают одновременно и жаловаться на мусор, и создавать свалки сами, а ведь достаточно каждому из нас решить складывать мусор только в контейнер или готовить мешки с отходами под вывоз. Если у каждого в голове приживется такая светлая мысль и выработается привычка, то город будет чистым.
Статья опубликована в №89, от 04.08.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Мусорная катастрофа".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!