Владислав ФИЛАТОВ, архитектор-урбанист:
– Я оцениваю ситуацию с «туалетизацией» как крайне плачевную по всему мегаполису. Еще со времен КазССР в городе негде было сходить в туалет. Со временем ситуация отчасти улучшилась, поскольку было открыто много торговых центров, ресторанов и прочих заведений, где можно было справить нужду, но это все же не специализированные места.
От нехватки туалетов страдают абсолютно все, больше всего неудобств испытывают уязвимые группы населения, пожилые люди и лица с инвалидностью. Даже при наличии работающего (подчеркнем это слово) общественного туалета, далеко не всегда соблюдаются условия безбарьерной среды. Редко можно встретить и комнату матери и ребенка. Это тоже большая проблема.
Для исправления ситуации в качестве примеров хотел бы привести некоторые зарубежные страны. В Японии к этому вопросу подошли как к общественному благу и сделали много бесплатных туалетов. Их можно встретить во всех общественных местах. Причем туалеты там всегда чистые.
Еще один пример – Турция. В Стамбуле модульные туалеты также присутствуют во всех местах массового скопления людей: на площадях, набережных, в парках и пр. Они не бесплатны, но не дороги, и услуги можно оплатить при помощи проездной карты, – аналога нашей карты ONAY.
В Нидерландах установлены отдельно стоящие полуоткрытые писсуары для мужчин, которыми они регулярно пользуются.
Возвращаясь к Алматы, прежде всего, нужно сначала установить туалеты. Их должно быть действительно много. Предлагаю для оплаты использовать безналичные способы. Благо, что в городе работает система ONAY, все везде пользуются QR-кодами. Всегда можно настроить оптимальный способ оплаты, чтобы не было ручного сбора денег. Вспомните как поменялся весь сервис в Казахстане с приходом IT в систему общественного транспорта, такси, доставки и прочих услуг. Подобного принципа можно добиться и здесь.
Кроме того, в рамках должного информирования населения необходимо сообщать о туалетах в СМИ и на официальных аккаунтах городской и районных администраций в соцсетях. Далее – запустить дополнительные страницы в соцсетях, рассказывать там о новостях и планах сервиса, правилах. Также нужно размещать геолокацию туалетов на всех картах типа 2ГИС, Яндекс и на сайтах вроде TripAdvisor.
К проекту разработки по установке общественных туалетов важно привлечь активистов, в том числе из числа матерей, пожилых людей, лиц с ограниченными возможностями – для учета их интересов.
При этом необязательно использовать лишь модульные туалеты. В той же Японии уже образовалась целая архитектурная школа и даже философия по строительству общественных туалетов. Также логично задействовать студентов архитектурных вузов, чтобы они под шефством профессиональных архитекторов и дизайнеров создавали свои перспективные образцы.
Общественные туалеты – это необходимый сервис, который должен стать повсеместным.