В казахской культуре беркут считается одним из «Жеті қазына» – семи сокровищ, символом силы и свободы.
История охоты с хищными птицами насчитывает около трех тысяч лет. Изображения беркутов находят на древних петроглифах, гордая птица также запечатлена на флаге Казахстана, монетах и памятниках, олицетворяя символ независимости и духа нации.
На бескрайних просторах казахской степи до сих пор живет древнее искусство, объединяющее человека и небо – құсбегілік, охота с беркутом. Для кочевников это было не просто ремеслом, а философией жизни. И сегодня спустя тысячелетия это искусство вновь оживает в руках молодых мастеров. Среди них 21 летняя алматинка Аяжан Данияркызы, одна из первых девушек-беркутчи нового поколения.
– Мой путь начался три года назад, – вспоминает Аяжан. – Я пришла в этноцентр просто ради интереса, хотела научиться стрельбе из лука, но, когда впервые увидела, как мой учитель Султансери Есентаев работает с беркутом, я поняла: это не просто спорт – это зов сердца.
Ее наставник – известный беркутчи, победитель республиканских и международных соревнований, руководитель этно-художественного центра «Сұлтансері». Под его руководством Аяжан приручила своего первого беркута – дикого и гордого Арына, с которым теперь у нее особая связь.
– Он был совершенно диким. Я кормила его, разговаривала, пела. Постепенно он начал доверять мне. Теперь мы понимаем друг друга без слов, – рассказывает девушка.
Сейчас у нее два пернатых друга– шестилетний Арын и молодая Алтын. Их она называет не просто птицами, а членами семьи. Каждый день Аяжан начинает с ухода за ними – проверяет перья, клюв, приносит еду. Работа с беркутом требует особого внимания и терпения: птицу кормят только свежим мясом, чаще всего с руки хозяина, устанавливая доверие и связь.
Обучение молодых беркутов начинается примерно с года. Тренировки проходят на чучелах лисы или волка, закрепленных на лошади: беркут по команде бросается в погоню и, настигнув «добычу», получает награду –кусочек мяса. Постепенно хищник учится не только ловкости, но и дисциплине. Его также приучают к седлу, звуку копыт, покачиванию лошади и даже к бубенцам на кожаном колпаке, который надевают, чтобы птица не отвлекалась до момента охоты.
Зимой охота проходит с коня: беркута усаживают на специальную подпорку – балдак, закрепленную на седле. Когда охотник замечает добычу, он снимает колпак с головы птицы и отпускает ее. Взмыв в небо, беркут стремительно атакует, поражая своей силой и точностью жертву. После охоты хозяин ласково уговаривает хищника отпустить зверя и вознаграждает мясом. Такое взаимодействие требует не только физической подготовки, но и глубокого взаимопонимания между человеком и птицей.
– Беркут не прощает неискренности, – говорит Аяжан. – Он чувствует настроение человека. Если ты пришел без уважения, он не послушается. Чтобы заслужить доверие птицы, нужно быть внутренне чистым и спокойным. В этом – философия құсбегілік.
Когда ее беркут впервые вернулся с добычей, девушка испытала не только восторг охотника, ног и почувствовала гармонию в душе.
– Это момент, когда ты становишься частью природы. Понимаешь, что традиция – не про охоту, а про уважение к жизни, природе. Быть беркутчи – значит быть хранителем древнего наследия. Беркут для нас – не просто птица, а часть души казаха, – говорит Аяжан.
С каждым годом в состязаниях появляется все больше девушек. Если раньше в стране была лишь одна женщина-беркутчи, то теперь их уже десятки.
На соревнования Аяжан надевает национальный чапан, меховую шапку и серебряные украшения. Таким образом она проявляет уважение к предкам и духу степи.
Сейчас девушка совмещает тренировки с учебой в одном из вузов Алматы, но признается, что и в будущем не расстанется со своими крылатыми спутниками.
– Быть беркутчи – это не просто спорт или ремесло, а мост между прошлым и будущим, связь с землей и небом. Құсбегілік учит видеть мир иначе. Каждый, кто взял беркута на руку, берет на себя ответственность хранить древний завет: жить в гармонии с природой, уважать ее и помнить, что сила человека – в его духе, – отметила она.