На выставке «Песня о счастье» представлено несколько поколений авторов – живописцы довоенного времени, художники сороковых и пятидесятых, а также мастера изобразительного искусства времени «оттепели» и позднего советского периода.
Всех их объединяет тема Жамбыла, но каждый из них раскрыл образ акына сквозь призму собственного мировоззрения и своего времени.
Первые портретные изображения Жамбыла были созданы на волне общественно-политических задач молодого советского государства. В стране инициировали широкомасштабную программу «Монументальной пропаганды». В руководстве СССР настаивали, что объединяющей силой общества должны стать любимые народом певцы и поэты – сказители, чье творчество было бы близко простым людям.
Именно такой личностью являлся акын Жамбыл. Тем более что, как признавался сам народный поэт, общественные преобразования революционного времени придали ему второе дыхание. В творческом плане 70-летний аксакал переживал второе рождение и ощущал прилив сил. Акын радовался тому, что перемены 1917 года открыли молодежи путь к образованию и было провозглашено равенство. В степи появились светские учителя, медики. Это были не десятки людей, а единицы, но их знания и опыт открывались всем. Акын слагал стихи, посвященные этим стремительным переменам.
Период нового творческого подъема акына в своих работал отразил корифей изобразительного искусства республики Абылхан Кастеев. К слову, мир Жамбыла был одной из ключевых тем в его творчестве на протяжении всей жизни.
Ранние работы, посвященные акыну, были созданы Кастеевым еще в довоенный период. Фактически они стали первыми в истории произведениями на тему Жамбыла.
– Думаю, что Жамбыл и Кастеев были родственными душами. Выходцы из народа, они смотрели на мир сквозь призму национальной культуры, национальных традиций, – поделился суждениями научный сотрудник Государственного музея искусств имени А. Кастеева Амир Джадайбаев.
К слову, художник считался экспертом по теме жизни и творчества Жамбыла. Поэтому, когда уже после ухода из жизни акына было решено обустроить в доме Жамбыла мемориальный музей, Кастеева пригласили в группу художников-оформителей.
В 1936 году к Жамбылу пришла всесоюзная слава. Своим творчеством акын произвел сильное впечатление на москвичей в ходе Первой декады казахской литературы и искусства в Москве. Именно тогда образ акына запечатлел один из первых профессиональных художников Казахстана Александр Риттих – он также был участником декады. Портрет живописец написал с натуры.
– Картина Риттиха стоит особняком в серии работ на тему Жамбыла: большинство художников создавали произведения уже в послевоенный период – это были эпические образы. Риттих же написал реалистичный портрет в тот период, когда к Жамбылу только приходила всесоюзная слава. То есть задачи поэтизировать образ не стояло, и он показал акына таким, каким он был – 90-летним аксакалом. Таким образом, художник оставил потомкам живой образ поэта, этим произведение очень ценно, – подчеркнул искусствовед.
В числе художников, создававших образы акына в сороковые, были Роман Ардатов, Борис Чекалин, Кулахмет Ходжиков, другие мастера изобразительного искусства.
Осмысление образа Жамбыла в военное время зачастую было связано с написанием аксакалом стихотворения «Ленинградцы, дети мои!». Художники подчеркивали, что слова поддержки ленинградцам стали мощным символом сопротивления фашизму.
Яркие образы Жамбыла в послевоенный период создал первый профессиональный казахский скульптор народный художник Казахской ССР Хакимжан Наурызбаев.
Как признавался монументалист, образ Жамбыла его вдохновлял с ранних лет.
«Я читал стихи Жамбыла, а потом, находясь под впечатлением, шел на окраину аула, набирал глину и лепил», – ранее делился с нами Хакимжан Исмаханович.
Уже будучи профессиональным скульптором, Наурызбаев создал серию работ, посвященных акыну. В большинстве произведений скульптора акын предстает молодым.
«Мне был интересен образ юного Жамбыла, потому что творчество акына олицетворяет преобразование, неугомонность духа, душевную молодость народа», – подчеркивал народный художник Казахской ССР.
Представительница поколения шестидесятников народный художник Казахстана Гульфайрус Исмаилова показала Жамбыла как человека-легенду.
– Долгие годы Гульфайрус Мансуровна плодотворно работала в театре и образ акына отражает ее театральное восприятие, она показала героя, дарившего людям мудрые, добрые и вечные слова, – продолжил Амир Джадайбаев.
Всего на выставке представлено 30 работ. Искусствовед отмечает: это лишь небольшая часть произведений, героем которых был акын.
– У нас собран внушительный фонд произведений, связанных с темой Жамбыла и его творчества, акын был героем работ многих живописцев – и не только казахстанских. К Жамбылу приезжали целые делегации с разных уголков СССР, поэтому портреты акына можно найти в музеях и галереях на всем постсоветском пространстве, – отметил эксперт.
Как подчеркнул искусствовед, представленные на выставке работы имеют не только художественную ценность, но и большое историческое и культурологическое значение.
– Жамбыл – это один из символов отечественной культуры, картины и скульптуры раскрывают мир поэта и являются отражением эпохи, – заключил Амир Джадайбаев.
Статья опубликована в №77, от 26.06.2021 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Акын эпохи".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!