Инклюзивное образование в Алматы: мониторинг 212 школ выявил достижения и точки роста

Инклюзивное образование в Алматы: мониторинг 212 школ выявил достижения и точки роста Управление образования

Сегодня в школах Алматы трудятся 1105 педагогов – специалистов службы психолого-педагогического сопровождения, в том числе 295 психологов, 165 логопедов, 146 специальных педагогов и 499 педагогов-ассистентов, сообщает Vecher.kz

Инклюзия в школе – это не только про пандусы и безбарьерную архитектуру, но про подход к образованию, создающий равные возможности для обучения и развития всем детям. Для этого в Казахстане государство развивает инклюзивное образование. 

Стали известны итоги мониторинга 212 школ мегаполиса, проведенного Управлением образования города Алматы, на предмет качества инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями (ООП).

В инклюзивной среде каждый ребенок, независимо от своих физических, интеллектуальных, социальных или эмоциональных особенностей, чувствует себя принятым, важным. Чтобы данная теория соответствовала действительности, в организациях образования каждый год проводится мониторинг, цель которого – улучшение качества инклюзивного образования детей с ООП и оказание методической помощи школам города.

Как отметила заместитель руководителя Управления образования города Алматы Бибигуль Малгаждарова, для работы в сфере инклюзивного образования существует нормативно-правовая база, которая служит фундаментом для ее реализации.

«Инклюзивное образование реализуется в алматинских школах с 2016 года. На сегодняшний день условия созданы в 212 учебных заведениях. В 2024-2025 учебном году в организациях среднего образования охвачено 2388 учащихся с ООП. Среди них есть дети с нарушением интеллекта, слабовидящие, слабослышащие, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития и с расстройством аутистического спектра», – сообщила Бибигуль Малгаждарова.

В настоящий момент в 14 школах Алматы функционируют 66 специальных (коррекционных) классов ЗПР (задержка психического развития), в них обучаются 355 детей.

С января 2024 года к восьми опорным школам, которые оказывают методическую помощь педагогам, работающим с детьми с ООП, добавлены 8 центров компетенций «Инклюзивная академия» в рамках дорожной карты и Программы развития города Алматы. Целью данных центров является разработка и распространение эффективных методов, стратегий и ресурсов, которые помогут школам создать инклюзивную образовательную среду, оказывать необходимую методическую помощь.

В большинстве организаций среднего образования созданы условия безбарьерного доступа: имеются пандусы, тактильные таблички и дорожки, санузлы для инвалидов, кнопки вызова, мнемосхемы, лифты и гусеничные подъемники и т.д.

Для проведения специалистами психолого-педагогического сопровождения групповых и индивидуальных занятий в 196 школах города функционируют кабинеты поддержки инклюзии (КПИ), оснащенные всем необходимым инвентарем. Наряду с этим, имеются школы, где КПИ оснащены не в полном объеме, а в 9 школах кабинеты расположены на 2-м или 3-м этажах. 

«Сегодня в школах Алматы трудятся 1105 педагогов – специалистов службы психолого-педагогического сопровождения. В том числе 295 психологов, 165 логопедов, 146 специальных педагогов и 499 педагогов-ассистентов. Мы наблюдаем нехватку специалистов», – отметила заместитель руководителя Управления образования города.

Как пояснила Бибигуль Малгаждарова, согласно приказу и.о. Министра просвещения РК от 21 июля 2023 года за № 224 «Об утверждении Типовых штатов работников государственных организаций образования», штатная единица педагога-ассистента выделяется по запросу школы при наличии заключения Психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК – это коллектив специалистов, которые проводят комплексное обследование ребенка, оценивают его всестороннее развитие). В нехватке педагогов-ассистентов есть и недоработка администрации школ, которые своевременно не обращаются с запросом в Управление образование для предоставления необходимой штатной единицы.

«Эффективное сопровождение детей с ООП возможно только при условии стабильности и регулярного повышения квалификации педагогических работников. Именно поэтому особое внимание должно быть уделено организации курсовой подготовки, направленной на развитие профессиональных компетенций», – подчеркнула она.

В ходе мониторинга было также выявлено, что в некоторых школах наблюдается высокий уровень охвата педагогов курсами повышения квалификации. Однако, при этом существует потребность в курсах повышения квалификации педагогов в области инклюзивного образования.

Особое внимание в работе инклюзивного образования уделяется адаптированным программам для детей с особыми образовательными потребностями. Программно-методическое обеспечение обучения детей с ООП должно реализовываться в соответствии со статьей 43 Закона «Об образовании» Республики Казахстан. 

Службы психолого-педагогического сопровождения школ осуществляют свою деятельность в соответствии с методическими рекомендациями по психологическому сопровождению детей с ООП, разработанными «Национальным научно-практическим центром развития специального и инклюзивного образования», но в ряде школ выявлено их несоблюдение. 

Заместитель главы управления образования отметила, что в ходе проверки также определены школы, где созданы оптимальные условия для инклюзивного образования, наблюдается системный подход в его реализации и документальное оформление соответствует всем нормативным требованиям.

Для предотвращения нарушений в сфере инклюзивного образования на базе гимназии №211 был проведен семинар для заместителей директоров школ, ответственных за инклюзию. Семинар был направлен на разъяснение нормативно-правовой базы и обмен опытом среди школ по вопросам реализации инклюзивного образования.

«Результаты мониторинга показывают, что в некоторых школах необходимо усилить работу по организации инклюзивного образования. Особое внимание стоит уделить взаимодействию с родителями, включая усиление методического сопровождения и активизировать функции центров компетенции», – резюмировала Бибигуль Малгаждарова.

Ранее сообщалось, что первый всемирный конгресс по инклюзии пройдет в Казахстане. 

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

19:50

19:41

19:23

19:07

17:48

17:31

17:30

16:52

16:33

16:15

16:04

15:56

15:48

15:41

15:27

15:12

14:55

14:40

14:33

14:27

14:21

14:02

13:43

13:22

13:03