Историческому зданию Дома правительства, возведенному в конструктивистском стиле, исполняется 90 лет.
Построенное по проекту архитектора Моисея Гинзбурга оно является одним из самых оригинальных сооружений города. Здание вобрало в себя традиции степного жилища и архитектурные тенденции «универсализма» довоенного времени, распространенные в СССР и Западной Европе.
Столичный масштаб
История здания на пересечении нынешних улиц Богенбай батыра и Панфилова, где в настоящее время располагается Казахская национальная академия искусств имени Жургенова, уходит корнями в 1927 год. Тогда вышло постановление о переносе столицы Казахской АССР из Кзыл-Орды в Алма-Ату. Это решение означало, что новому столичному городу потребуются новые административные здания для размещения государственных органов и, в частности, Дом правительства. Руководство СССР решило привлечь к проектированию зданий города самых прогрессивных архитекторов СССР. Тогда же был объявлен всесоюзный конкурс на создание эскизов комплекса административных зданий – Дома правительства, здания Управления Турксиба и Дома связи.
В конкурсе одержал победу Моисей Гинзбург – архитектор, который позже войдет в историю как один из идеологов конструктивизма.
В профессиональной среде о Гинзбурге говорили: архитектуру он впитал с пеленок. Моисей Гинзбург родился в Минске в 1892 году. Его отец был застройщиком, и Моисей Гинзбург уже с подросткового возраста помогал ему с проектными чертежами. Юношей он уехал за границу, где занимался в Парижской академии изящных искусств, Архитектурной школе Тулузы и Миланской академии художеств. В 1914 году вернулся в Россию и продолжил образование на архитектурном отделении Рижского политехнического института. В 1917 году получил диплом инженера-строителя.
На Западе Гинзбург познакомился с набиравшими в то время обороты идеями архитектурного авангарда, стиля Баухаус, последователи которого ставили во главу угла прагматизм и функциональность. Развивая эти идеи в СССР, Гинзбург и его коллеги создали новый стиль – конструктивизм. Именно в этом стиле возглавляемое Гинзбургом Объединение современных архитекторов (ОСА) создавало проект будущего Дома правительства в Алма-Ате.
Слияние Европы и Азии
Для жившего в Москве и учившегося в Европе архитектора наш регион не был чужим: в преддверии работы над проектом здания Дома правительства он предпринял большую поездку по Центральной Азии – изучал климат, менталитет жителей и архитектурные традиции региона.
«В проектах для Средней Азии и Казахстана он добивался, как сам формулировал, органического единства условий и традиций республики со спецификой нового социального уклада, новой строительной техникой», – пишет искусствовед Елизавета Малиновская в справочном издании «Свод памятников истории и архитектуры города Алматы».
Впоследствии автор проекта рассказывал, что в основу архитектурного решения было положено стремление создать многофункциональное здание: в городе ощущался острый дефицит концертных залов и кинотеатров, поэтому Дому правительства предстояло служить не только чиновникам, но и обычным гражданам – быть кино- и театральным залом. При этом архитектурное решение должно было вытекать из характерных бытовых и климатических особенностей Казахстана. Поэтому перед входом в здание была запроектирована открытая терраса-вестибюль с колоннами – пространство, где могли бы отдыхать посетители и сотрудники. Согласно архитектурному решению на террасу выходило окошко конторы, где по запросам граждан – как бы сегодня сказали: по принципу «одного окна» – выдавались различные справки. Когда же здание должно было служить театром или кинотеатром, контора превращалась в кассу.
Фойе запроектировали в форме дворика-сада. Летом, по замыслу зодчих, окна с двух противоположных сторон должны были вдвигаться в стену, зимой – возвращаться на место.
Как отмечает Елизавета Малиновская, такая архитектурная концепция близка к эстетике восточного жилища.
«При проектировании учитывались приемы климатической адаптации: трансформация стен, солярии на кровле, использование воды и зелени в интерьерах и экстерьерах», – пишет искусствовед.
Здание-трансформер
Вместе с тем проект здания соответствовал запросам времени – стремлению к универсализму и мобильности.
Из фойе – непосредственная связь со всеми помещениями. Налево – Совнарком и Госплан, прямо – ЦИК, направо – общие помещения для Совнаркома и ЦИКа и дальше – партийные организации.
«В случае использования зала под съезд, кино или собрание или нежелания большую часть года эксплуатировать помещение зала съездов и связанных с ним помещений каждое из учреждений (ЦИК, Совнарком, ВКП и прочих) имеет в цокольном этаже свои самостоятельные входы, вестибюли с раздевальнями, позволяющие любую эксплуатацию Дома правительства без нарушения обычного служебного распорядка», – говорил на защите проекта Моисей Гинзбург.
При зале в форме амфитеатра на главном фасаде была спроектирована лестница, ведущая на плоскую крышу над залом съездов. Так же, как и открытое фойе с колоннами, крыша должна была служить местом отдыха.
Однако кое-что в итоге было осуществлено не так, как задумывал зодчий. Так, Гинзбург планировал, что здание покрасят в светлые тона, что должно было символизировать обилие солнечного света в регионе. «По моему замыслу, оно должно было быть белым, а в действительности покрыто темно-серой, почти черной штукатуркой. Окраска внутренних помещений и ряд других деталей также ничего общего не имеют с моими указаниями», – писал Моисей Гинзбург. Кроме того, по мнению зодчего, здание было построено с отступлениями от проекта, а потому в нем не прослеживалось плавное перетекание форм и «воздушность».
Традиции степи
Тем не менее проект здания Дома правительства в Алматы считается одним из самых ярких образцов конструктивизма и входит в учебники по архитектуре.
«Уникальность этого архитектурного сооружения заключается еще и в том, что традиции Азии воплощены не в декоре в виде орнаментов с восточным узором, а в практической, функциональной плоскости: так же, как и в юрте, летом в здании ощущается приятная прохлада, а зимой в нем тепло», – подчеркивает эксперт.
Правительство располагалось в здании до конца 1950-х годов, пока не переехало чуть ниже – в больше здание на городской площади, возведенное в классическом стиле (ныне здание КБТУ на площади Астана).
Разделенные площадью и сквером оба здания фактически расположены друг напротив друга, воплощая архитектурную историю города.
Статья опубликована в №98, от 17.08.2021 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Универсальная юрта".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!