От домиков и яблок до Кок-Тобе: ювелирные миниатюры Алматы глазами художницы

От домиков и яблок до Кок-Тобе: ювелирные миниатюры Алматы глазами художницы Из личного архива Анастасии Тамаевой-Никифоровой

Серьги в виде крошечных домиков, кулоны с яблоками и украшения, вдохновлённые Кок-Тобе — алматинская художница Анастасия Тамаева-Никифорова превращает образы города в ювелирные миниатюры. В её работах сплетаются природа, архитектура и национальные мотивы, а за каждой деталью — тепло рук и личная история мастера, сообщает Vecher.kz

Творчество приходит в жизнь по-разному. Для Анастасии – ювелира, работающего в редкой технике перегородчатой эмали, это был путь естественный, как течение реки. Первое украшение она сделала ещё ребёнком – из лоскутков и ленточек. А сегодня её серьги и кулоны носят люди, которые ищут в вещах не только красоту, но и тепло – эмоциональное и человеческое.

– Анастасия, как вы пришли к ювелирному делу?

– Мне кажется, это был совершенно естественный путь, словно река, плавно текущая к морю. Можно, конечно, сказать, что это отголоски нашего советского детства, когда скудный выбор и отсутствие возможностей заставляли искать способы самовыражения. Но, по большому счёту, сейчас я понимаю, что эта тема меня всегда интересовала. Наверное, я не приходила – просто всегда в этом жила.

Первую заколку я сделала лет в семь-восемь. Сколько себя помню, всегда что-то мастерила: плела, шила, клеила, сочиняла. Потом украшения стали частью моей повседневности – сначала как хобби, потом как дело жизни. Когда знакомые начали не просто просить в подарок, а упрашивать продать работы, я поняла: стоит двигаться дальше.

– Почему именно эмаль?

– Эмаль пришла ко мне не сразу. Я пробовала разные материалы, искала себя. Эмаль же оказалась «живым» и честным материалом. Каждый обжиг – как новое знакомство. Даже если делаешь похожее изделие, оно всё равно выходит другим. Эмаль даёт непредсказуемость, глубину, цвет и вдохновение. Мне с ней никогда не скучно.

– Что вас вдохновляет?

– Природа, город, текстуры, цвета. Художник всё время вычленяет детали, как будто кадры из большого фильма. Где-то увидишь интересное сочетание: зелень листвы и тень на тротуаре и уже рождается идея. Конечно, вдохновляют другие мастера, культура, традиции.

– Национальные мотивы – важная часть ваших работ. Как вы их сочетаете с современностью?

– Я стараюсь быть современным мастером. Украшение должно быть красивым, но и удобным, не мешать, не цепляться, радовать каждый день. Поэтому конструкция, надёжность, комфорт – обязательно. Этнические и национальные мотивы – это часть идентичности человека, источник бесконечного вдохновения и тема для интерпретаций. Они живые, глубокие, родные.

– А есть ли в ваших украшениях символика, смыслы?

– Я очень аккуратно отношусь к смыслам и символике. Наблюдая за людьми и миром, вижу: мы все разные, у каждого своё отношение к тем или иным вещам. Есть темы, которых я стараюсь не касаться: религия, традиции, обрядовость. Это тонкий лёд, и у всех разное к этому отношение, в том числе у меня. Я не вторгаюсь на территорию, которая может кого-то задеть, потому что сама не хотела бы такого отношения к себе. Поэтому украшения с определённой символикой делаю только по запросу.

Кто-то просит создать руны, кто-то – символы, понятные только паре, кто-то – талисманы для исполнения желаний. Я выполняю техническую часть, не вмешиваясь в смыслы. Другое дело, что в каждое украшение я вкладываю частичку себя, тепла, души. Стараюсь наполнять работу светом и добрыми эмоциями. Это мой личный посыл.

– В какой технике вы работаете?

– Моя любимая – перегородчатая эмаль. Работаю и с выемчатой. Живописная пока недоступна, там нужна другая компетенция. А перегородчатая техника даёт огромный простор: можно выстраивать линии, сочетать цвета, создавать композиции – как рисовать, только в металле и стекле.

– Есть ли украшение, которое стало вашим фирменным?

– Наверное, домики. У многих людей домики вызывают особые эмоции: мечты, воспоминания. Они бывают в разной стилистике – от абстрактных до архитектурных.

Особенно люблю делать домики, вдохновлённые Хундертвассером: яркие, причудливые, добрые. Часто говорят, что это похоже на Frey Wille – известный австрийский ювелирный бренд, который тоже создавал линейку украшений по мотивам его картин. Людям они близки, а это главное. Кто-то любит графичные темы. Есть украшения, которые я периодически повторяю.

– Сколько времени уходит на создание одного изделия?

– В среднем – пара дней. Иногда параллельно делаю два-три изделия, но процесс всё равно не автоматизируется. Многое зависит от муфельной печи. Горелкой не пользуюсь – слишком много технических недостатков. Обжиг и охлаждение при температуре 750-800 градусов – дело тонкое. Это непростой, с точки зрения физики, процесс, который невозможно ускорить или упростить. Сложно, да, но я наслаждаюсь результатом. Всё нужно делать с вниманием и любовью.

– С какими сложностями вы сталкиваетесь?

– Во-первых, это трудоёмкость. Во-вторых, это совершенно «неманикюрная» профессия. Удары, порезы, паста для полировки – руки постоянно в работе. Конечно, есть вопросы безопасности: эмаль трудно удалить, иногда приходится использовать кислоту. Нужно быть осторожной, потому что хочу жить долго и заниматься любимым делом.

– Наблюдаете ли вы интерес к этническим украшениям у молодёжи?

– Конечно. Это часть идентичности. Я – этнически русская, но казахская культура мне ближе, чем родная. Потому что я здесь живу, впитала атмосферу, язык, эстетику. Это не вопрос крови – это вопрос среды. И молодёжь, и женщины постарше с удовольствием носят адаптированные этнические элементы, потому что это красиво, потому что это про нас.

Когда я вижу в современной жизни женщин, сочетающих стиль с элементами традиционной национальной одежды, это безумно круто. Всё, что касается красоты, если это про тебя, если это часть твоей культуры, не может не вызывать интереса. Поэтому да, молодёжь с удовольствием носит традиционные вещи или их современные интерпретации. Украшения это или одежда – неважно. Это невероятно круто.

– Какие украшения выбирают жительницы Алматы?

– Алматы и его жители настолько разные. Можно просто сесть на лавочку и наблюдать за людьми. Какие все необычные, как не похожи друг на друга. Это восхищает. Разные подходы, разное восприятие себя. Я рада, что всё больше этники на наших женщинах, девушках, тех, кто постарше – вне зависимости от национальности.

Европейки носят этнические казахские одежду и украшения, а казахские девушки – европейские. В этом миксе, фьюжене рождается что-то единое, но настолько разное, что я даже не могу это охарактеризовать. После поездок на выставки в другие города и страны я заметила интересную закономерность: жительницы Новосибирска, например, тяготеют к чему-то неброскому и деликатному в украшениях.

А вот алматинки, напротив, любят краски поярче. В Алматы любят насыщенные цвета, интересные формы. Моя палитра – голубая, бирюзовая, с яркими акцентами. Мне очень приятно, когда покупательницы находят в этом своё отражение.

– Вы делали украшения, вдохновлённые городом?

– Да. Я чувствую себя частью Алматы. Мне нравится и его степенность, и солнечность, и яркие краски, и где-то – ускоренный ритм, а где-то – замедленный. Эта восточная мягкость и деловитость… Элементы города, конечно, находят отражение в моих украшениях. Сочетание мощных гор и жаркой степи переносится в цветовую гамму: где-то – охлаждающая сила для баланса и контраста, а где-то – согревающая теплота и расслабляющая нежность. Так что да, всё взаимосвязано в творчестве.

Один раз девушка попросила серьги, связанные с Алматы. Мы придумали эскизы – получилось очень необычно. Она рассказывала, что серьги собирают комплименты. Мне кажется, каждый житель Алматы влюблён в свой город. Наши знаковые места – часть нашей жизни, нашей истории. У каждого наверняка есть воспоминания, связанные и с Медео, и с Кок-Тобе, и с нашей «Двадцатипятиэтажкой» – гостиницей «Казахстан».

– Есть ли мечта создать коллекцию?

– Есть. И не одна. Но, как у всех, проблема – время. Я всё ещё делаю всё вручную, много времени уходит на каждое изделие. Да, хочется сделать коллекцию, связанную, например, с традициями, со стихиями, с архитектурой. Потихоньку иду к этому. Надеюсь, сбудется.

– Что бы вы посоветовали тем, кто только начинает путь в ювелирное дело?

– Просто начните. Не думайте о прибыли, не стройте ожиданий – делайте. Если душа тянется – пробуйте. Материалов много, техник тоже. Да, не все станут Фаберже. Но если вы нашли в этом своё – это уже победа.

Ранее Vecher.kz рассказал об алматинке Александре Уразбаевой – мастере спорта, тренере сборной Казахстана и многократной чемпионке в трёх видах спорта. 

Ваша реакция?
Нравится
4
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

22:45

18:11

18:00

17:54

17:49

17:45

17:30

17:17

17:02

16:46

16:29

16:16

16:15

16:00

15:45

15:30

15:30

15:13

14:58

14:45

14:30

14:14

13:58

13:52

13:44