Давид КАМИНСКИ, урбанист:
– В Алматы проблема транспортной загруженности все больше обостряется. По официальным данным, в мегаполисе зарегистрировано более 600 тысяч автомобилей, с каждым годом их количество растет. Только за последние два года число авто в Алматы выросло на 24 процента. Ежедневно на дороги мегаполиса выезжает до 1 млн транспортных средств, из них около 400 тысяч въезжает с области. Доля личных автомобилей составляет около 50 процентов (к примеру, в европейских городах этот показатель – 25–30 процентов).
Алматы, как и многие другие крупные города, на протяжении десятилетий пытается создать должную инфраструктуру. За последние 25 лет было построено более 30 развязок, улицы и проспекты реконструировали под шоссе (ул. Саина, пр. Аль-Фараби), новые магистрали строились как скоростные (пробивка Абая в Наурызбайский район). На эти проекты потрачены огромные суммы, много средств уходит на содержание данной инфраструктуры, но проблема пробок никуда не исчезает!
И не исчезнет, сколько бы еще денег наш город не «закопал» в этих развязках. Многие города, в особенности США, на своем опыте убедились, что невозможно создать «достаточную» инфраструктуру для автомобилей. Самым ярким примером является Лос-Анджелес, который обладает развитыми условиями: развязки в 5-6 уровней и шоссе в 10–12 полос. Даже при наличии этих удобств калифорнийский мегаполис остается лидером антирейтингов городов с самыми серьезными заторами. Отдавая приоритет только развитию автомобильной инфраструктуры, горожан поставили в зависимость от машин. Чем лучше условия для автомобилей, тем их больше.
Опыт того же Лос-Анджелеса подсказывает очевидный выход – развитие системы скоростного общественного транспорта.
Показательно, что один из самых ожидаемых проектов в американском городе – линия метро, дублирующая одно из самых загруженных шоссе Sepulveda Pass. Поездка на автомобиле по этому шоссе в час пик может занимать полтора часа, метро же сократит его до 20 минут.
В Алматы слишком долго не уделялось достаточное внимание развитию системы скоростного общественного транспорта. И теперь отставание ощущается все сильнее. Да, мы построили метро, однако, к примеру, открытая в 2022 году станция «Бауыржан Момышулы» по первоначальным планам должна была начать функционирование еще в конце 1990-х годов. Город ждет продления линии до Наурызбайского района, потребность в данном виде транс- порта там особенно ощущается.
Проблема в том, что строящаяся сейчас инфраструктура нужна была «еще вчера».
Городу жизненно необходимо форсировать развитие системы скоростного общественного транспорта, чтобы обеспечить даже сегодняшние потребности, не говоря уже о перспективе. Необходимо уже сейчас ускорять темпы строительства скоростных трамваев, метро, вспомнить о планах по северному направлению, только тогда мы сможем разорвать тот порочный круг, когда приоритет дорожных проектов загнал горожан в зависимость от автомобиля, но не дал им обещанного удобства и скорости поездок. Алматинцы заслуживают лучшего городского транспорта и пора дать его им.