Казахстанский авторынок за последние годы заметно изменился. Если раньше алмаатинцы и жители других регионов предпочитали европейские или японские автомобили, то сегодня все больше водителей выбирают машины из Китая, сообщает Vecher.kz.
Причины просты: цена, комплектация, доступность. Но так ли все однозначно? Разбираемся вместе с экспертом Дж. Хан, который сам занимается поставками и продажей китайских автомобилей.
Как вы вошли в этот бизнес?
«Три года назад я впервые увидел на дорогах Алматы автомобиль Zeekr и понял: это не просто транспорт, а стиль. Машина выглядела настолько эффектно, что захотелось самому попробовать привозить такие модели. Первым, что я привез, стал - и реакция покупателей превзошли ожидания. Многие сравнивали его дизайн с Porsche, и интерес был очень высоким»
Как вы считаете, в чем главный секрет популярности китайских автомобилей в Казахстане?
«Если сравнивать с японскими или европейскими машинами, китайские авто стоят заметно дешевле, при этом дают больше опций: от продвинутой мультимедийной системы до ассистентов вождения. Именно сочетание цены и качества стало главным фактором, почему казахстанцы делают выбор в их пользу. Среди марок наибольшей популярностью пользуются Chery и Li Xiang, которые хорошо зарекомендовали себя на наших дорогах. Люди видят, что эти машины надежны, современны и при этом доступны по цене. Молодежь чаще выбирает электрокары BYD Dolphin или кроссоверы Zeekr X - за дизайн и технологии. Семьи берут Chery Tiggo 8 pro Max или Li Xiang L9 - просторные и безопасные. Таксисты пересели на Changan Alsvin и Byd Qin Plus - надежные и экономичные. Многие мои клиенты и в том числе знакомые, которые раньше ездили на Lexus Rx или Lx, сейчас пересаживаются на Li Xiang. Этот автомобиль дешевле минимум на 10-15 миллионов, при этом оснащен богаче - гибридные мотор, полный привод, автопилот, огромный мультимедиа-экран. Lexus остается брендом с престижем и поверенным сервисом, но многие уже понимают, что за те же деньги они получают у китайцев больше технологии и комфорта. Поэтому китайский автомобиль стал реальной альтернативой премиум-сегменту.
Готовы ли китайские авто вытеснить европейские?
«Сказать, что китайцы вытеснили европейцев, пока рано. Но они уже встали с ними в один ряд. Если раньше европейские машины казались эталоном, то сейчас китайские бренды уверенно догоняют их по качеству и даже опережают по технологиям. Они выигрывают в основном по оснащению и цене. Уступают пока в имидже и долговременной репутации - ведь люди десятилетиями доверяли немецким или японским маркам. Например, у меня был клиент, который хотел купить Volkswagen Tiguan, но в итоге выбрал Haval Jolion. Он сам сказал: «По цене почти в два раза дешевле, а функций даже больше - камеры, автопарковка». Это и есть показатель, как китайцы начинают конкурировать с европейскими в реальной жизни. При этом покупатели отдают предпочтение в первую очередь новым автомобилям. На рынок заходят именно свежие модели - люди хотят современные технологии и гарантию, поэтому выбор чаще падает на новые авто. Подержанных китайских машин еще немного - они только начинают формировать вторичный рынок. Не все доверяют автомобилям с пробегом: люди боятся скрытых проблем предпочитают взять новый автомобиль с гарантией, даже если он китайский»
А можно ли сегодня сказать, что у китайских брендов в Казахстане уже нет проблем с сервисом и запчастями?
«Я думаю, вопрос с инфраструктурой уже решен. Если раньше люди опасались: а где ремонтировать, а будут ли запчасти, то сейчас это перестало быть проблемой. В Алматы и Астане открылись официальные сервисы Chery, Haval, Geely, Byd, и число станций растет в регионах. Поставки деталей идут стабильно, гарантийное обслуживание работает. Касаемо качества сервиса - последние три года он развивался очень быстро: если раньше владельцы искали мастеров «по знакомству», то теперь спокойно едут к официальному дилеру».
Какое будет будущее рынка?
«Через пять лет, я уверен, половина казахстанского рынка будет китайской. Это объективный процесс: бренды становятся все сильнее, качество автомобилей значительно улучшилось по сравнению с тем, что было 5-10 лет назад. Тогда многие модели казались сырыми, а сейчас они опережают многих конкурентов. Думаю, большого роста цен не будет: китайцы заинтересованы удержать рынок за счет доступности».
Мнение эксперта подтверждают и отзывы казахстанцев, которые делятся своим опытом в соцсетях:
Эксперт уверен, что через несколько лет китайские марки займут половину рынка, и судя по отзывам самих водителей, эта тенденция уже чувствуется. Все больше казахстанцев отмечают, что в новых моделях они находят не только доступную цену, но и комфорт, технологии и уровень, который раньше ассоциировался исключительно с европейскими и японскими машинами.
Китайские бренды сумели быстро встроиться в инфраструктуру: появились сервисы, поставки запчастей и гарантийное обслуживание. При этом они продолжают удерживать привлекательные цены и активно инвестировать в качество. Все это формирует доверие покупателей, которые еще несколько лет назад казалось невозможным.