Спектакль поставил режиссер из Беларуси Сергей Ковальчик.
– Мне захотелось сделать серьезную постановку, где главной темой стала бы ответственность за свои поступки. В спектакле есть раздумья о человеческих поступках и их последствиях, которые будут понятны современному зрителю. Пьеса написана в 1980-м году, но до сих пор она звучит актуально, – сказал Сергей Ковальчик.
С первых минут обстановка на сцене погружает зрителей в тревожную атмосферу Древнего Рима, хотя поначалу происходящее кажется скорее забавным, чем трагичным. Итак, в столицу Италии по приказу своего воспитанника Нерона прибывает философ Сенека. Учитель и ученик начинают беседу, которая сначала кажется забавной, потом философской, но все еще дающей повод улыбнуться, вот только смех становится все более ироничным, а интонации героев напоминают персонажей классика русской литературы Николая Гоголя. Нерон и Сенека, в которых соответственно перевоплотились актеры Артур Кизилов и Виталий Гришко, рассуждают о жизни и смерти, о политике, о нравственности, а вокруг царит гнетущая, мрачная атмосфера, которая как бы намекает, что перед нами нечто большее, чем просто разговор взрослого ученика с наставником, который воспитывал его с детства. На глазах у зрителей постепенно, но неуклонно разгорается трагедия, в основе которой лежит главный вопрос: на что способен человек ради достижения своей цели, и все ли средства для этого хороши?
Римский император Нерон – жестокий правитель, идущий на все ради воплощения задуманного, убивший свою мать и дававший приказы лишать жизни своих подданых, хотя сам лично в расправах никогда не участвовал. Однако оказаться в его «черном» списке было довольно просто. Как правило, он отправлял посланца, тот передавал волю императора обреченному человеку и ему оставалось лишь вскрыть себе вены. Лично на убийства правитель не смотрел, предпочитал давать приказы. Этот момент тоже обыгрывается в спектакле. Тем временем единственный, кто не боялся ему возражать, был философ Сенека, знавший римского императора с детства. Оба они – персонажи исторические, и Эдвард Радзинский в своем произведении демонстрирует их противостояние. Его пьесу не раз ставили в разных театрах мира, есть она теперь и в репертуаре Национального русского театра драмы имени Лермонтова.
Безусловно, спектакль держится на противостоянии двух героев, и каждому из них в тот или иной момент хочется сочувствовать. Однако акценты в спектакле очень быстро меняются. Сначала перед зрителями предстает жестокий император Нерон, чьи руки не раз испачканы кровью самых близких людей, но вдруг на несколько мгновений он превращается в маленького мальчика, которому в детстве так не хватало любви, и он пытался заслужить ее любыми путями. Впрочем, видение довольно быстро рассеивается, но главную интригу создателям спектакля удается сохранить до финала: а что, если Нерон все это время беседовал вовсе не с Сенекой?...
Признаться, смотреть постановку довольно непросто из-за мрачной атмосферы Средневековья, которая царит на сцене на протяжении всего спектакля. Более того, зритель мог бы даже заскучать, однако сделать это не дают приметные эпизодические персонажи Венера в исполнении Виктории Павленко и Амур, в которого перевоплотился Арлан Касиманов. Изюминки спектаклю добавляет и хор, который читает в стиле рэп стихотворения таких поэтов, как Эсхил, Ювенал, Саша Черный и многие другие. При этом хор как бы оценивает поступки героев.
В целом «Театр времен Нерона и Сенеки» – неожиданная премьера для закрытия театрального сезона, особенно для тех, кто рассчитывает на легкую летнюю историю.
Статья опубликована в №74 от 17.06.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «На что способен человек».