Жизнь этого мастера и сегодня, спустя много лет после его смерти, окутана множеством легенд. До недавнего времени главным из них считалось место, где похоронен художник.
Однако неравнодушные к истории города активисты разгадали эту тайну и рассказали об этом в день рождения художника.
Случайное открытие
Одна из могил на Центральном городском кладбище перестала быть безымянной, а все благодаря неравнодушным к истории родного города журналисту и экскурсоводу Евгении Морозовой, ее коллеге Анне Дегтяревой и ученому-некрополисту Георгию Афонину. Им, в свою очередь, помог в этом счастливый случай.
– На одном из тематических форумов в интернете я прочитала пост о Сергее Калмыкове, который заканчивался стандартной фразой о том, что, где он похоронен, неизвестно, – рассказывает Евгения Морозова. – Тут на глаза попался комментарий человека, который написал, что прекрасно знает, где могила художника, потому что в детстве не раз ходил туда вместе с папой. Естественно, я не смогла пройти мимо такой информации. Мы связались с автором комментария Олегом Ивановичем Федоровым и вместе пошли на кладбище, где он быстро нашел безымянную могилу, куда так часто приходил с отцом в детстве.
С этого началась большая работа, к которой подключился некрополист Георгий Афонин и многие неравнодушные к истории города люди, прежде всего сотрудники Государственного архива города Алматы.
– Мы внимательно изучили все документы, вследствие чего удалось установить, кто был похоронен рядом с безымянной могилой, где, как мы предполагали, покоится Сергей Калмыков, – говорит Евгения Морозова. – Благодаря книге регистрации захоронений мы выяснили, что ближе всего расположена могила артистки Театра оперы и балета имени Абая Валентины Захаровой, где художник работал с 1935 по 1962 год.
Активистам удалось найти ее сестру Ольгу Джанаеву, которая рассказала, что Валентина не только пела в театре, но и была активисткой и поддерживала связь с Сергеем Калмыковым, когда он уже перестал работать в театре и вел затворнический образ жизни. Вот что рассказывает об этом сама Ольга Джанаева:
– Моя сестра была не только артисткой, но и активно участвовала в общественной жизни. Она часто навещала Сергея Калмыкова, приносила ему еду. Если он не открывал, потому что уже не хотел ни с кем общаться, оставляла продукты у двери. Валентина не раз рассказывала об этом.
Таким образом, в родном театре не могли не знать, что Сергей Калмыков скончался. Более того, удалось установить, что именно Валентина Захарова занималась организацией похорон.
– Проведена огромная работа, тщательный анализ документов. Я считаю, этой доказательной базы достаточно, чтобы утверждать, что могила Сергея Калмыкова известна, – говорит Георгий Афонин. – Многие интересуются, проводилась ли эксгумация, однако в данном случае эта процедура не имеет смысла, ведь нам не с чем сравнить материал. Все, что покажет анализ, это то, что на этом месте действительно был похоронен мужчина…
Сегодня могилу привели в порядок, расчистили, установили табличку, а вот полноценный памятник художнику активисты предлагают поставить не на могиле, а в городе, где он прожил много лет и внес большой вклад в развитие изобразительного искусства.
Богатое наследие
Символично, что встреча, посвященная Сергею Калмыкову, проходила в Государственном музее искусств имени Кастеева, где хранится самая большая коллекция его работ. Часть из них представлена на выставке в честь 131-летия со дня рождения художника.
– В нашем музее представлена самая большая на сегодня коллекция работ Сергея Калмыкова – свыше тысячи произведений. Он был очень плодотворным художником и оставил большое творческое наследие, – говорит заместитель руководителя Государственного музея искусств имени Кастеева по научной работе Светлана Кобжанова. – В наш музей работы Сергея Калмыкова попали благодаря директору Любови Плахотной. В те годы она руководила музеем, который тогда назывался Государственная художественная галерея имени Шевченко. Когда стало известно, что Калмыков умер, она добилась, чтобы квартиру опечатали, ведь у художника не было наследников, и отправила искусствоведов ознакомиться с его произведениями. Благодаря стараниям Любови Плахотной нам удалось сохранить самое большое собрание его произведений, а не так давно мы выпустили большой каталог работ Сергея Калмыкова.
На выставке в честь дня рождения художника представлена не вся коллекция его работ, но экспозиция очень интересная и разноплановая. Ее куратором выступила искусствовед Екатерина Резникова.
– В Алма-Ату Сергей Калмыков приехал в 1935 году по приглашению, чтобы работать художником в Театре оперы и балета имени Абая. Известно, что он не только работал над оформлением спектаклей театральных режиссеров, но и сам придумывал собственные постановки, создавал к ним декорации, правда, эти работы так никогда и не дошли до сцены, – рассказывает Екатерина Резникова. – Он очень тонко чувствовал натуру, умел работать с цветом. Можно сказать, что картины Сергея Калмыкова – это целая Вселенная в ограниченном пространстве холста, где реальные образы переплетаются с вымышленными.
Сергея Калмыкова часто можно было встретить на улицах города. Причем не все узнавали в нем художника, чье имя уже тогда было небезызвестным. Многие считали его молчаливым чудаком в непривычно яркой одежде, которую, к слову, он часто шил сам.
Опередивший время
Сегодня наследие художника внимательно изучают специалисты. Так, по словам искусствоведа, важным элементом в творчестве Сергея Калмыкова является тема чаши, воплощенная в серии «Звездная чаша». Сосуд предстает как некое средоточие духа, хранилище высшей субстанции небес, символ Вселенной, органично соединяющей в себе реальные тела-предметы и астральные объекты.
– На нашей выставке представлена лишь малая часть того, что заключает в себе уникальный феномен гения Сергея Калмыкова, выдающегося последователя русского авангарда, оказавшего влияние на последующие периоды развития современного искусства, – подчеркнула Екатерина Резникова.
Творчество Сергея Калмыкова имеет большое значение не только для Казахстана, но и для России. Художник, родившийся в Самарканде, вскоре вместе с семьей переехал в Оренбург, где учился в гимназии. В 1909–1910 годах жил в Москве, посещал художественную школу, затем в Петербурге учился в мастерской Мстислава Добужинского и Кузьмы Петрова-Водкина. После революции 1917 года вернулся в Оренбург, участвовал в оформлении революционных праздников, общественных зданий, читал лекции по истории искусства, принимал участие в художественных выставках. В Алма-Ату он перебрался в 1935 году, где и жил до самой смерти.
Кстати, сегодня не меньший интерес для ученых представляют не только картины, но и дневники художника, которые все еще мало изучены.
Прикоснуться к творчеству Сергея Калмыкова в Государственном музее искусств имени Кастеева можно до конца октября.
Статья опубликована в №117–118, от 08.10.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Бродил по городу художник...".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!