Откуда в музыке Сергея Рахманинова появился казахский след

Откуда в музыке Сергея Рахманинова появился казахский след

1 апреля исполняется 150 лет Сергею Васильевичу Рахманинову (1873–1943) – выдающемуся музыканту конца XIX – первой половины XX века, композитору, дирижеру и всемирно знаменитому пианисту. В Америке его признали первым пианистом мира.


Он окончил два факультета Московской консерватории с отличием – фортепианный и композиции, получив Большую золотую медаль. Дипломной работой стала его самая известная опера «Алеко», которую он написал с увлечением в кратчайший срок. 27 марта 1892 года три студента-выпускника получили одинаковое задание – написать оперу по поэме Пушкина «Цыганы», и вручили им отпечатанный текст либретто, автором которого был Немирович-Данченко. Любимый поэт будущего композитора вдохновил его на творчество, к тому же он любил цыганские песни. Через короткое время, 13 апреля, он завершил написание оперы по имени главного героя – «Алеко». На экзамене получил высшую оценку – пять с плюсом.


«Алеко» – юношеское сочинение композитора. Премьера состоялась 27 апреля 1893 года на сцене Большого театра в Москве, автору было двадцать лет. На премьере присутствовал Петр Ильич Чайковский, которому понравилась опера, и по ее окончании он усердно хлопал, высунувшись из ложи, поддерживая морально юного композитора. Через полгода вторая премьера состоялась в Киеве, где Сергей Рахманинов впервые встал за дирижерский пульт. 


Современные хорео­графы Запада и Америки используют фортепианную музыку Рахманинова для создания миниатюр. Например, оригинальный хореографический рисунок трех миниатюр в постановке американского балетмейстера Бена Стивенсона на музыку трех прелюдий Рахманинова и великолепное исполнение солистами Баварского балета Люсией Лакарра и Дином Беном – завораживает зрителя. С этим номером они выступили на гала-концерте в Ла Скала, посвященном закрытию международной выставки «Экспо-2015» в Милане.


Второй концерт для фортепиано с оркестром (1901), где бы он ни исполнялся, в городах России и за рубежом, везде ждали триумфальный успех и восхищение слушателей. Композитор Александров вспоминал, что Танеев (ведущая фигура музыкальной Москвы того периода, композитор, пианист, педагог), прослушав вторую часть Второго концерта на репетиции в Большом зале консерватории, тихо произнес: «Гениально!» и вытер набежавшую слезу. В 1904 году Рахманинову за это произведение была присуждена премия имени Глинки. 


Лучшие пианисты мира включают этот шедевр в свой репертуар. Звучит он и в популярном художественном фильме «Весна на Заречной улице» (1956) в эпизоде, где учительница Татьяна Сергеевна Левченко дома слушает по радио Второй концерт для фортепиано с оркестром в исполнении знаменитого пианиста Льва Оборина (1907–1974, народный артист СССР, победитель Первого международного конкурса пианистов имени Шопена в Варшаве, 1927), и звучит волнующая музыка в течение трех минут, берущая за душу, показывая эмоциональные чувства восприятия главной героини в фильме. Так классическая музыка внедрялась в массовую культуру.


Произведения Рахма­нинова не раз исполнялись и в Казахстане такими известными пианистами-гастролерами и солистами фортепианной музыки республики, как Жания Ауба­кирова, Гульжамиля Кадырбекова, Гульжан Узенбаева и другими. В 2018 году к 145-летию великого пианиста и композитора Симфонический оркестр Государственной академической филармонии в Астане подготовил концертную программу, в которой прозвучали Вторая симфония Сергея Рахманинова и «Рапсодия на тему Паганини», партию фортепиано исполнила лауреат международных конкурсов Гульжан Узенбаева.


Восточную тематику в своих произведениях Рахманинов использовал немного. В его «Симфонических танцах» проскальзывают мотивы казахских песен. Он был знаком с казахскими народными песнями и мелодиями благодаря Александру Васильевичу Затаевичу (1869–1936), первому народному артисту республики – звание было присвоено в 1923 году за выдающиеся заслуги в собирании казахского музыкального фольклора и переводе его на ноты, а также за подготовку к печати книги «1000 песен казахского народа». После издания книги активно пропагандировал казахскую музыку в Москве и Ленинграде, выступая с докладами, организовывая концерты. В дальнейшем издал еще несколько книг, посвященных казахским песням и кюям. Он был композитором, музыкальным критиком. Затаевича по праву считают основоположником казахской фортепианной музыки. 


Казахский музыкальный фольклор, заимствованный из книг Затаевича, использовали в своих произведениях композиторы-классики Мясковский, Ипполитов-Иванов, Фере, Проко­фьев, Василенко, Штейнберг и другие.


Сергей Рахманинов и Александр Затаевич были знакомы еще в XIX веке. Их первая встреча состоялась в ноябре 1895 года в польском городе Лодзи на концерте Рахманинова. Работая чиновником при Варшавском генерал-губернаторе, Затаевич совмещал работу музыкального критика в печатных органах с сочинением фортепианных миниатюр. Его композиторский талант был замечен Рахманиновым, и он написал свое первое письмо Затаевичу 2 ноября 1896 года: «Хочу сказать, что полчаса тому назад мне попались на глаза Ваши две мазурки, что я их проиграл и что они мне очень понравились, у Вас прямо есть талант». 


Борис Гиршевич Ерзакович, казахстанский музыковед, композитор и этнограф, в статье «У истоков казахской советской музыки», посвященной Затаевичу, писал об их творческой дружбе:


«Рахманинов тщательно редактировал произведения Затаевича, содействовал публикации их в издательстве Юргенсона, посвятил ему свои «Шесть музыкальных моментов». Однако большой круг обязанностей чиновника не давал Затаевичу серьезно заниматься композицией».


В предреволюционные годы Затаевич переехал в Москву. В 1920 году уезжает в Оренбург, бывшую столицу Казахстана. С тех пор он целенаправленно работал как музыкальный этнограф, совершив титанический труд по сбору народных песен и кюев по территории всего Казахстана. В 1922 году Затаевич послал Рахманинову в США рукописи 25 записей казахских песен, а позже, в 1926 году, и книгу «1000 песен киргизского (казахского) народа». 


Нет сомнений, что великий музыкант мира изучил образцы казахской народной музыки и песен и использовал мотивы полюбившихся мелодий помимо «Симфонических танцев» и в других своих разножанровых музыкальных произведениях.


Фатима ОРАЗБЕКОВА, педагог-ветеран, член Союза композиторов РК.


Статья опубликована в  №41, от 30.03.2023 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Степные мотивы".


Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

21:19

20:27

19:13

18:22

17:31

17:03

16:28

15:59

15:10

14:43

14:16

13:46

13:21

12:58

12:39

12:11

11:41

11:19

11:00

10:55

10:41

10:36

10:18

10:02

09:34