Действует ещё несколько программ, которые отражают основы воспитания «Адал азамат», сообщает Vecher.kz.
В организациях образования Алматы эту идею воплощают в жизнь через десятки проектов, акций и уроков. Изучение краеведения, встречи с ветеранами и героями труда, волонтерское движение, трудовые десанты, развитие туристско-краеведческой деятельности и укрепление межэтнического согласия – всё это формирует гражданское сознание молодых алматинцев.
Директор Городского научно-методического центра новых технологий в образовании управления образования города Алматы (ГНМЦНТО) Ардак Смагулова рассказала о педагогических коллективах детских садов, школ, колледжей южной столицы, которые выстраивают многогранную работу по патриотическому воспитанию как увлекательный и личностно значимый процесс для каждого ученика.
– Ардак Рахимгалиевна, какие программы по патриотическому воспитанию учащихся в настоящее время реализуются в Алматы?
– Патриотическое воспитание невозможно отделять от остальных важных направлений воспитательной работы, так как патриотизм и гражданственность – основа воспитания.
В настоящее время в государственных и частных организациях дошкольного, среднего, специального, профессионально-технического и дополнительного образования города Алматы, как и по всей республике, успешно реализуется Единая программа воспитания «Адал азамат».
Своё название программа получила неслучайно. Изучив основы программы, понимаешь глубинный смысл её концепции, которая берёт свое начало от философского учения Абая «толық адам». Кроме того, наша страна стремится в будущее, где будут в тренде – честность, справедливость, ответственность и трудолюбие. Все эти качества соответствуют понятию «адал азамат». Программа построена на системе шести ценностей: независимость и патриотизм, единство и солидарность, справедливость и ответственность, закон и порядок, трудолюбие и профессионализм, созидание и новаторство. И реализуется программа на трёх уровнях: в организациях образования, на уровне педагогов и детей, в сотрудничестве с семьёй. Цель программы - воспитание подрастающего поколения, способного укрепить самобытность родной земли, создать справедливое общество на основе национальных и общечеловеческих ценностей, всесторонне подготовиться к принятию ответственности за судьбу страны и её безопасность.
Действуют ещё несколько программ, которые отражают основы воспитания «Адал азамат».
Прежде всего – это Программа готовности учащихся к стихийным бедствиям КӨМЕК для дошкольных организаций, школ и колледжей, которая включает несколько модулей: «Землетрясения», «Пожары», «Сели и оползни», «Наводнения и паводки», «Личная безопасность в условиях стихийных бедствий». По каждому модулю разработаны методические рекомендации, которые включают материалы для проведения бесед. Ценность этой программы в том, что одна из важнейших составляющих личности заключается в знании основ безопасности для себя и окружающих и умении их применить.
В рамках концепции «Таза Қазақстан» разработана Программа формирования экологической культуры «Алматы – таза қала» для школ и колледжей города. Название программы отражает и её цель.
Правовое сознание и правомерное поведение школьников и студентов колледжей формируют программы Правового всеобуча, разработанные на основе действующего законодательства.
Также в организациях образования города действует дебатное движение. Концепция развития дебатного движения и Правила проведения дебатных турниров среди школьников, студентов разработаны НАО им. Ы. Алтынсарина. В ходе дебатов формируются умение сочетать национальные ценности с современными взглядами, свободно выражать мнение и вести конструктивный диалог.
Широко распространены такие проекты как «Читающая школа», «Школьное и студенческое самоуправление», которое формирует лидерские качества личности.
Продолжает увеличиваться число школьников, участвующих в детско-юношеских объединениях «Жас Ұлан» и «Жас Қыран», назначение которых – самосовершенствование; ответственное отношения к делу; сопричастность к истории страны.
И это далеко не все, но самые основные программы и проекты, действующие в организациях образования нашего города.
– Каким образом реализуются данные программы: отдельные часы с педагогом, приглашение заслуженных деятелей, которые делятся личным опытом и др.?
– Все программы и проекты реализуются через классные и кураторские часы в школах и колледжах и различного уровня мероприятия: школьные, районные, городские, республиканские. Приглашаются ветераны, известные общественные деятели, спортсмены, деятели искусства, писатели, известные люди города и страны.
Особенностью Единой программы воспитания «Адал азамат» стала отлаженная система её реализации, основанная на регулярных мероприятиях, которые проводятся ежедневно, еженедельно, ежемесячно. Такой регламент проведения мероприятий направлен на формирование целостной личности ребёнка, обучающегося. Также Программа реализуется через шесть республиканских проектов, в которых организации образования города Алматы успешно, регулярно и массово участвуют это: «ҚАМҚОР» (волонтерская деятельность; продвиже- ние ценностей через реализацию социальных проектов); «ЕҢБЕГІ АДАЛ ЖАС ӨРЕН» (формирование ценностей через развитие интереса к профессиям и идее трудолюбия); «ШАБЫТ» (раскрытие творческого потенциала учащихся); «ҰШҚЫР ОЙ АЛАҢЫ» (развитие языковых навыков и тематические обсуждения, дебаты, интеллектуальные игры); «SMART BALA» (конкурсы инновационных проектов); «БАЛАЛАР КІТАПХАНАСЫ» (акция «Кітаптар айналымы», формирование интереса к чтению и познанию).
Темы Программы КӨМЕК изучаются на классных и кураторских часах, закрепляются во время учебных тренировок, которые проводятся совместно с представителями Департамента по чрезвычайным ситуациям.
Экологическая программа «Алматы – таза қала» проводится большей частью практически: эко-эстафеты; целевые прогулки; геймификация: имитационные, ролевые, деловые и дидактические игры, трудовые десанты по высадке саженцев и цветов. Например, в ходе акции «35 добрый дел», посвящённой 35-летию принятия Декларации о государственном суверенитете Казахстана все школы высадили по 35 саженцев, а специальная школа-интернат №10 высадила ещё и 1000 кустов роз.
Организации «Жас Ұлан» и «Жас Қыран» проводят слёты, сборы, торжественные приёмы в свои ряды школьников накануне знаменательных дат, помогают ветеранам, пожилым людям.
Дебатные турниры: школьные, районные, городские проводятся во всех школах и колледжах города на трёх языках (казахском, русском и английском), развивают критическое мышления, конструктивную аргументацию и лидерские качества, совершенствуются коммуникативные навыки. Очень важно, что через культуру дебатов, формируется культура взаимного уважения и командного сотрудничества.
Школьные парламенты в школах проводят шефскую и волонтёрскую работу, мероприятия по развитию самоуправления и самостоятельности: дни дублёра, акции и челленджи.
В общем, работа кипит, не оставляя равнодушных.
– Насколько сами педагоги, заместители директоров по воспитательной работе подготовлены в вопросах патриотического воспитания? Какими качествами должен обладать современный педагог, чтобы говорить с детьми на одном языке?
– Все программы и проекты сначала обсуждаются с заместителями директоров по воспитательной работе, которые, в свою очередь, изучают эти вопросы с классными руководителями и остальными педагогами, доводят до сведения родителей, привлекая их к участию.
Проводятся разъяснительные совещания, городские семинары, методистами ГНМЦНТО, а также тренерами из числа заместителей директоров по воспитательной работе, прошедшими курсовые слушания. Например, с начала реализации Единой программы воспитания «Адал азамат» с сентября 2024 года по настоящее время по разъяснению концептуальных основ программы были организованы более 300 совещаний, тренингов, коучингов на базе школ, городских и районных мероприятий: мастер-классы, встречи с известными людьми, концерты, конференции, защита проектов, выставки детского творчества и т.д. В процесс вовлечены как педагоги, так и родители. Результаты этой масштабной работы регулярно обсуждаются как на уровне организаций образования, так и на городском уровне: в онлайн-отчётах, на совещаниях, конференциях.
Что касается «качеств, которыми должен обладать современный педагог, чтобы говорить с детьми, как Вы сказали, на одном языке» – тут всё просто: чтобы воспитывать патриотизм у детей, педагог должен сам быть патриотом, искренне испытывать чувство ответственности за воспитание детей. Для этого надо любить свою работу (свой предмет) и своих учеников, работать с удовольствием, чётко представлять, видеть перспективу, чего вы хотите достичь в работе с детьми.
– С какими трудностями сталкиваются педагоги в воспитании школьников?
– Любой педагог скажет, что в работе с детьми самое сложное это – работа с родителями. Главная причина, по которой родители не всегда активны, связана с их занятостью. Приходится находить альтернативные варианты: онлайн-совещания, индивидуальные консультации. Чем интереснее, познавательнее для родителей будут формы работы, тем активнее они станут. В настоящее время действует проект создания в каждой школе Центра педагогической поддержки родителей, который занимается просветительской деятельностью и вовлечением родителей в проведение мероприятий, создаются Советы отцов. Активность родителей зависит от настойчивости педагогов, сделать их главными партнёрами школы в организации образовательного процесса.
– Что значит быть патриотом сегодня? В воспитании актуально «гордость прошлым» или «вклад в будущее»?
– Понятия «патриотизм» и «патриот» не могут иметь разного толкования в разные времена. Быть патриотом сегодня или вчера – неважно, главное: любить и уважать свою Родину, её историю, культуру, стремиться сделать её лучше через свой труд, гордиться её достижениями, бережно относиться к её природе, уважать традиции народа, уважать другие народы и страны, поскольку истинный патриотизм основан на любви и согласии. В этом толковании и «гордость прошлым» и «вклад в будущее».
Как можно оценить, что программа патриотического воспитания «усвоена» учащимся? Поделитесь примерами проявления патриотизма школьниками Алматы?
Усвоение учащимися основ патриотизма и гражданственности видно по их поступкам, активному участию в мероприятиях, акциях, челленджах. Можно привести множество примеров, но достаточно нескольких. В рамках патриотической акции «Қыран елім – Қазақстаным!» в организациях среднего образования было организовано массовое исполнение Государственного гимна. Нужно было видеть, как ответственно дети отнеслись к этой торжественной акции. Акция продолжилась и под сводами Дворца Республики. Государственный гимн Республики Казахстан был исполнен сводным хором детских хоровых коллективов организаций образования. В торжественной акции приняли участие более тысячи алматинских школьников. Дети искренно и воодушевлённо исполнили главную песню страны.
С воодушевлением был поддержан марафон патриотических песен «Моя Родина – страна счастья», который привлёк более 5000 участников, школьников организаций образования города. Исполнялись песни, посвящённые Казахстану, его героям, природе, родному городу. Приняли участие и родители, звучало семейное исполнение отдельных музыкальных композиций.
Поистине, грандиозным стал социальный проект «Говорят ожившие герои» с применением искусственного интеллекта, посвящённый 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, который привлёк к активному участию более 9000 учащихся, родителей, педагогов. Было отснято около 3000 видеороликов, размещённых на сайтах школ и в социальных сетях. На высокой патриотической волне завершил проект городской фестиваль с участием лучших команд, победителей районного этапа проекта. В каждой школе к юбилею Победы проведены мероприятия с участием ветеранов фронта и тыла, в рамках школ организована акция «Бессмертный полк», дети для оформления выставки о героях войны приносили фотографии своих прадедушек, родных, участников войны, прошли челленджи «Наследники победы».
Традиция масштабных проектов стала востребована среди детей и их родителей.
Не менее важны те, казалось бы, простые поступки, которые ребёнок делает осознанно с особой заботой, например, с любовью посадить дерево, поливать, видеть, как оно растёт, пристроить бездомного щенка или кошечку в добрые руки, перевести через дорогу пожилого человека, не бросить друга в опасности. Патриотизм ребёнка проявляется через любовь и привязанность к своей семье, дому, родным местам, через уважение к своей культуре, истории, языку, бережном отношении к окружающему миру.
– Ардак Рахимгалиевна, большое спасибо Вам за эту беседу. Хочется пожелать Вам и в Вашем лице всем педагогам и Вашим главным партнёрам и союзникам - родителям нашего города, успехов в достижении поставленной цели – воспитании подрастающего поколения истинными гражданами и патриотами нашей страны.