Массовые открытые онлайн-курсы, или сокращенно МООС, называют революцией современного образования подобной изобретениюкнигопечатания И. Гуттенбергом. Ученые всерьез считают МООС - альтернативой традиционному обучению. А некоторые утверждают, что со временем многолетнее высшее образование в университетах полностью уступит им место.Что ждет университеты в будущем и смогут ли МООС действительно их заменить?
Первыми онлайн-курсами МООС принято считать курсы по базе данных, машинному обучению и искусственному интеллекту, запущенному в 2011 году Стэнфордскимуниверситетом. Заявки на участие на каждый из них подали свыше 100 тысяч студентов со всего мира. Курсы включали в себя видеолекции от известных профессоров, а также задания, которые автоматически оценивались алгоритмами. С 2017 года посредством курсов МООС стало возможным получение степеней бакалавра и магистра, а также множества микроквалификаций,
В настоящее время наблюдается бум развития МООС. Если к 2012 году их в мире насчитывалось всего 250, то на конец 2021 года, по данным портала Class Central, уже более 19 тысяч. Количество университетов, которые предоставляют онлайн-курсы, возросло до 950, а количество студентов – до 220 миллионов человек.
И это далеко не предел. Рынок МООС, к примеру, в 2020 году оценивался почти в 7 млрд долларов. А к 2026 году эксперты считают он вырастет почти до 20 млрд долларов, показывая ежегодный прирост в 18%.
Казахстан – не стал исключением. Онлайн-образование и курсы МООС сегодня активно развиваются у нас, привлекая миллиардные государственные инвестиции:
• В 2017 году в Казахстане открылся первый онлайн-университет на национальном языке, созданный Общественным фондом на базе платформы Гарвардского университета. Обучение доступно на сайте openu.kz.
• В ближайшее время планируется открытие и других онлайн-университетов,
• С компанией Huawei, по данным МНВО,планируется открытие Академии информационно-коммуникационных технологий, нацеленного на продвижение цифровых знаний и компетенций в Казахстане;
• Казахстан в 2023 году открыл для порядка 20 тысяч казахстанских студентов образовательные курсы популярной платформы Coursera с переводом курсов на казахский язык и локализацией, стоимостью почти в 2,5 млрд.тенге;
• В структуре МНВО появилась должность вице-министра, курирующего вопросы цифровизации. Для координации стратегии цифровой трансформации высшего образования планируется внедрить должность цифрового офицера (CDО) в каждом вузе.
• В будущем планируется предоставить возможность студентам засчитывать кредиты освоенных онлайн курсов и дисциплин, которые будут учитываться при получении диплома;
• Впрочем, наличие диплома о высшем образовании при трудоустройстве в Казахстане отныне – необязательно. Вместо этого, как отметила экс-министр труда и социальной защиты населения Тамара Дуйсенова, будет внедрена система сертификации - оценки навыков и компетенции.
Надежды, которые связываются государством с МООС, основаны на безграничной вере в онлайн-обучение, демократизацию образования и снижение затрат в получении качественных знаний.
И, действительно, сильных сторон у МООС много:
1.Открытое и бесплатное образование.
2.Гибкость учебной программы. Девизом краткосрочного обучения является фраза: «изучайте только то, что вам действительно нужно или нравится».
3.Высококачественный контент, размещенный ведущими университетами мира. Согласно рейтингу US News World Report, около 22 из 25 лучших университетов США в настоящее время предлагают бесплатные онлайн-курсы. В 2023 году общее количество университетов по всему миру, задействованных в системе МООС, – превысило 1200.
4. Активная образовательная среда.
5.Прозрачная система оценивания.
6. Непрерывное обучение, или обучение на протяжении всей жизни.
Вместе с тем, современные курсы МООС имеют немало и слабых сторон:
1.Слабая техническая инфраструктура в мире, отсутствие доступа к Интернету и компьютеру. По данным сервиса Our world in data, Интернет – все ещё молодая технология, доступ к ней имеет не более 60% населения мира.
2.Язык обучения. Как правило, большинство курсов МООС предлагаются на английском языке.
3.Отсутствие живой связи между педагогами и студентами.
4.Психологические проблемы, связанные с обучением в одиночестве.
5.Отсутствие практики.
6.Пассивное обучение и низкая мотивация.
7.Отсутствие в образовательном процессе элементов воспитания.
8.Неадекватное оценивание креативных заданий.
Открытое образование открывает также немало возможностей. В их числе ученые приводят следующие:
1.Новые и интерактивные формы обучения.
2.Демократизация образования.
3.Просвещение. МООС могут выступить важным инструментом просвещения в развивающихся странах с невысоким уровнем дохода.
4.Сокращение затрат на обучение.
Наконец, в числе основных угроз выделяют следующие:
1.Инфляция и фрагментарность знаний.
2.Коммерциализация образования, где выгода ставится на первое место.
3.Консьюмеризация образования. Курсы МООС разрабатываются не по логике реальных потребностей науки и общества, а исходя из предпочтений аудитории – обучающихся пользователей.
4.Глобализация образования, идущая от развитых стран Запада и Севера к менее развитым Востока и Юга.
5.Забвение вузов и угроза существованию университетов.
Массовые открытые онлайн-курсы зарекомендовали себя как важное дополнение к традиционному университетскому образованию. Они позволяют в любое удобное для студентов время, не ограниченное академическим календарем, возрастом или социальным положением – повысить свои знания и компетенции в любых отраслях жизнедеятельности человека.
Гибкость учебной программы, доступность в любой точке мира, активная образовательная среда и онлайн-сообщества студентов, возможность образования на протяжении жизни, невысокая стоимость обучения, качественный контент от лучших университетов мира привлекают в систему МООС все больше и больше студентов. С МООС ученые связывают надежды о демократизации сферы высшего образования, преодоления мирового образовательного неравенства, называют его новым инструментом Просвещения, новым словом в образовании, благодаря активному внедрению самых новых информационных и виртуальных технологий.
Учитывая то обстоятельство, что в ближайшие тридцать лет школу покинет больше детей, чем когда-либо в истории, а также то, что к 2030 году, по данным ООН, необходимо будет нанять 27 миллионов учителей, безусловно, курсы МООС играют одну из ключевых ролей в деле всемирного Просвещения и продвижения качественного открытого образования для всех.
Однако, наряду с позитивными аспектами МООС, ученые нередко отмечают и негативные стороны массовых открытых онлайн-курсов. Часть из них – уже проявлена, как например, проблемы у большинства населения мира с доступом к компьютеру и в Интернет, что ставит под вопрос демократизацию образования. Более того, ученые заметили, что большинство людей, изучающих курсы МООС, уже имеют работу, имеют высшее образование и практически не сталкиваются с препятствиями, связанными с доступностью высшего образования. Так, у Coursera 85% участников уже имеют высшее образование.
Часть же проблем даст о себе знать только в будущем. Они представляют серьезные угрозы функционированию высшего образования, грозят стагнацией и новым витком мирового образовательного кризиса.
Речь идет о полном вытеснении курсами МООС высших учебных заведений. Сегодня массовое открытое образование рассматривается многими участниками образовательного процесса уже не как дополнение к традиционному образованию, а как его реальная альтернатива. И в данном виде курсы МООС представляют серьезную угрозу, они подрывают фундаментальность, целостность образования, не вносят вклада в дело гуманизации знания, не воспитывают и не формируют личность, а лишь – передают актуальную на данный момент информацию из различных сфер жизни, узко направленную и ориентированную сугубо на рынок. Курсы МООС становятся проводниками глобализации, исходящей из стран Запада, проводниками неолиберализма, который ставит рынок во главу угла, разрывают связи с традиционным университетом, имевшем давние корни и традиции классического обучения. Всё это вызывает серьезные опасения потери образования как такового.
Несмотря на все кажущиеся благоприятные перспективы онлайн-образования и МООС, ученые сходятся во мнении: университеты предлагают гораздо больше, чем просто академические знания, они помогают формированию личности. Это то, чего МООС никогда не смогут сделать.
Однако, реалии сегодняшнего дня не на стороне университетов. И то, что МООС могут сменить вузы в отдаленной перспективе – на данный момент это вполне возможная действительность, в том числе в Казахстане.
Данная статья написана в рамках научно-исследовательского проекта AP09058341 «Трансформация ценностей казахстанской системы высшего образования в условиях поликультурного и глобализирующегося мира», реализуемого научно-исследовательской группой КазУМОиМЯ им.Абылай хана при поддержке МНВО РК в 2021-2023 гг.
Выражаем благодарность научным сотрудникам КазУМОиМЯ им.Абылай хана за помощь в проведении исследования: Касымбаевой Н.С., Рахимжановой В.А., Усербаевой М.М., Ким Е.С., Байгенжееву Б.
Авторы: Мадина Ашилова, Калимаш Бегалинова, Алибек Бегалинов, Ольга Ким