В номере 81 за 6 июля в статье «Флаги не горят» мы упоминали групповую выставку «Мой Казахстан – моя семья», которая проводилась в феврале 2022 года в Центральном государственном музее РК и была посвящена темам Кантара, мира, единства и дружбы в нашей стране. Одним из авторов наиболее интересных работ стал известный алматинский художник Максим Ведерников.
Две картины он написал оперативно маслом на холсте сразу после январских событий. Это «Ночь перед Рождеством. Ограбление по…» и «Раненая Алма-Ата».
– Моя галерея находится в ЦУМе, который сильно пострадал во время январских событий, – рассказывает историю создания первого произведения Максим Ведерников, – и администрация торгового дома меня предупредила, что нужно немедленно вывозить оттуда свои картины, потому что толпы маргиналов грабят магазины. Мне пришлось под угрозой встречи с бандитами вывозить все картины, которые там находятся, а их было около двухсот. Я ехал по городу, вокруг туман, и видел сгоревшие машины, все это произвело на меня сильное впечатление, состояние было удручающее. Даже хотелось сломать и выкинуть кисти, но я записал то, что смог, по хроникам, которые были выставлены в Интернете, отобразил сцены погрома, мародерства. В ЦУМ я поехал на следующий день после погромов, но мою галерею не тронули, а рядом был бутик швейцарских часов, его полностью разгромили и забрали весь товар. Там были дорогие часы, мобильные телефоны. Я в своей работе изобразил, что мою картину выносят. На самом деле ни одной картины не пропало. Если бы «Вечёрка» продолжает рассказывать о работах алматинских художников, посвященных теме трагического Кантара такое происходило где-нибудь во Франции, то утащили бы в первую очередь картины, а у нас народ другое интересует.
– Да, говорят, книжные магазины в те дни тоже не трогали…
– И картины, хотя у меня они недешево стоят, но, слава Богу, не тронули.
Во второй работе «Раненая Алма-Ата» автор запечатлел обгоревшее здание на площади Республики, 15, где находились республиканские СМИ, рамка картины покрыта автоматными гильзами.
– Через пару дней после пожаров я ходил на площадь собирать материал для этой картины, подобрал там много стреляных гильз и продекорировал ими рамку, они являются артефактом этих событий. Когда увидел сгоревшие здания, то выразил собственную боль как художник, который делает летопись нашего города в своих работах. Я должен был воочию увидеть все это, не в Интернете, поэтому прошел по площади и сделал свои фотографии.
– Максим, вы бы вернулись к теме Кантара в своем творчестве? Ведь в городе пострадало много зданий, некоторые до сих пор не восстановлены, не все ТРЦ открыты.
– Да, если будет запрос. Задачи написать эти две картины, чтобы продать их, не было. Просто это моя рефлексия на те события, так как я гражданин нашей страны и Алматы – мой любимый город.
Автор Индира САТБАЕВА
Статья опубликована в №83 от 13.07.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Раны на теле города»