С четырнадцати лет Кенен разъезжал по казахским и кыргызским аулам, учился народному певческому искусству, сообщает Vecher.kz.
Кенен Азербаев (1884– 1976) – представитель устной поэзии, народный акын Казахстана (1961 г.), певец-импровизатор и композитор, заслуженный деятель искусств (1956 г.), автор около 150 музыкально-поэтических произведений – песен, поэм, терме, толгау. Свидетель и творец двух веков, современник Абая и младший друг, ученик Жамбыла.
Родился он в ауле Матыбулак Красногорского района (б. Семиреченская область), большую часть жизни прожил в колхозе имени Кирова (ныне аул Кенена) Кордайского района Жамбылской области недалеко от Кордайского перевала. С юных лет трудился пастушонком у бая, распевал песни в степи, импровизируя и выражая в них свою беспросветную долю и потешаясь над баями и их родней. У него был громкий и красивый чистый голос.
Известный публицист и литературовед Олег Мацкевич писал: «Когда Джамбул уже был знаменитым певцом Джетысу, Кенена еще звали ласково «балой-акыном», мальчиком-поэтом. У байского пастушонка был красивый, серебристый тембр голоса и незаурядный талант импровизатора. Его песни «Ри, қойым» (характерный окрик чабана отары) и «Бозторғай» («Песня о жаворонке») скоро стали народными.
Он сочинял обличительно-сатирические песни против баев, феодальной эксплуатации, иронизировал и над собой в песне «Куцый Сивка» («Көкшолақ»), в которой певец потешается над своим убогим конем: «Некрасивый Сивый куцый у меня,// Ни хвоста, ни гривы нету у коня.//Девушки не смотрят, песни не поют.//А пастух смеется, на домбре звеня».
С четырнадцати лет Кенен разъезжал по казахским и кыргызским аулам, учился народному певческому искусству у Жамбыла, Балуана-Шолака, Шашубая и других мастеров-акынов. Он обладал не только красивым по тембру голосом, но и талантом импровизатора. В начале XX века на состязаниях акынов Жетысу признанный акын Жамбыл и юный Кенен получили первые призы за исполнение собственных импровизаций. В дооктябрьский период он уже был известен как поэт, певец и мелодист-композитор. Впоследствии ученик Жамбыла научился грамоте и записывал сложенные им стихи на арабском языке
Его творчество дооктябрьского и послеоктябрьского периодов запечатлело основные исторические события в стране, участником которых был он сам. Его песни «Шестнадцатый год», «В поход» и др., поэмы «Али батыр», «Киргизбай», «Моя жизнь» описали героику гражданской войны, восстания 1916 года и вдохновляли воинов-сарбазов на борьбу. Акын был участником установления советской власти в Семиречье и создал немало песен: «17 год», «Избрали в ревком», «18 год» и другие. В 1921 году его назначили председателем Курдайского аулсовета.
Среди акынов советского периода он считался одним из лучших лириков. Часто исполнялись песни «Колхозный напев», «Шашу», «Бозторғай», «Ой, жайлау», «Домбра» и другие – его произведения были популярными в народе. Например, знаменитая песня «Бозторғай» («Жаворонок») сложена о самом Кенене – бедствующий молодой пастух мечтает о счастливой жизни, свободной от баев, на которых приходится работать даром. Композитор-классик Ахмет Жубанов писал: «С момента появления сочинения песню подхватили пастухи, скотники, а вскоре ее запели всюду. Она стала любимой песней всех униженных, обездоленных, оскорбленных». В его стихах много мудрости, назидательных строк: «А человек, влача в безделье век, не оставляет доброго следа», «Спутник плох – тебе от бед не уйти» и другие.
Кенен Азербаев прославился и как кюйши – виртуозно исполнял народные кюи, мастерски владея игрой на домбре. Ученый-литературовед Есмагамбет Исмаилов отмечал: «Очень музыкальный, прекрасно владеющий голосом, Кенен берет самые высокие и низкие ноты. В пылу исполнения, как бы подчеркивая свою виртуозность, он отрывает руку от домбры и делает жест танцовщицы, касаясь рукой уха». Известен он был и как жырау – исполнял эпосы «Кобланды батыр», «Кероглы», отрывки из кыргызского эпоса «Манас», также был активным участником известных айтысов.
Восьмидесятилетним старцем, выступая на IV Съезде писателей Казахстана (март 1959 г.), в шутливой форме сказал: «Давайте, поэты, посоревнуемся: выступим перед колхозниками и посмотрим, кого из нас лучше примут?» В этих словах народного акына своеобразный намек поэтам от пера быть ближе к народу, выражая его чаяния и труд, и в то же время – уверенность в своем творческом влиянии на народ.
Когда началась война, в первые же дни в Москве была создана великая патриотическая песня «Священная война», под звуки которой уходили на фронт эшелоны с воинами. Почти одновременно в Казахстане по республиканскому радио прозвучала песня Кенена Азербаева «Біздің отан жеңеді!» («Наша Родина победит!»), сложенная им в ауле у Курдайского перевала. Акын исполнял эту песню по окрестным аулам, поднимая дух народа, выезжал в составе агитбригад, вдохновляя тружеников тыла стихами и песнями – «Привет фронту», «Город Ленина защитим», «Четыре батыра» и другие. Вот как описывала ученый литературовед Евгения Лизунова выступление акына на вечере творчества народов СССР в Доме культуры МГУ для участников XXV Международного конгресса востоковедов в Москве (25 августа 1960 года), на котором с докладом успешно выступил Мухтар Ауэзов:
«Гордо на сцену выходил прославленный казахский народный акын 78-летний Кенен Азербаев – сказитель народных поэм, создавший многие песни и стихи. Высокий, очень стройный, молодоглазый, белобородый, в шапке, отороченной куньим мехом, в сине-бархатном чапане, со щегольской, нарядной, украшенной замысловатой инкрустацией домброй в руках, он вызвал своим появлением одобрительный гул всего зала. Звучным прекрасным голосом он запел о герое эпоса – легендарном батыре Кобланды. Его песня была страстна, темпераментна, могуча. Чуткие длинные пальцы Кенена извлекали из струн домбры огневую мелодию, в которой звучала горячая любовь к родине, ее героям, ее патриотам».
Широко отметили в стране 90-летие акына (1974), торжества прошли в рамках Дней советской литературы на его родине. Ему был вручен орден Ленина. С приветственными словами выступили представители правительства республики и двух областей – Алма-Атинской и Джамбульской, поэты и писатели – Абдильда Тажибаев, Георгий Марков, Сапаргали Бегалин, Чингиз Айтматов, Аскар Токмагамбетов, композитор Еркегали Рахмадиев и другие. К юбилею был издан сборник стихов «Вершина Алатау».
Кенена Азербаева считали старейшиной народной поэзии, его творчество было понятно и любимо всеми, потому что он пел о народе, его истории и родном крае.
Фатима Оразбекова, педагог-ветеран, член Союза журналистов РК