Казахская традиционная одежда может быть стильной и повседневной, уверена мастер Айсулу Кожаева.
Айсулу смогла ниточку древних традиций завязать в узелок актуальности сегодняшнего дня. Ее изделия пронизаны этническим кодом и отражают глубину культуры и обычаев кочевого народа, но при этом вызывают интерес у молодежи, так как рассчитаны на повседневную носку и отражают урбан-стиль.
– В создании одежды я использую техники пэчворк (лоскутное шитье) и квиллинг (авторская стежка). Это, конечно, не характерно для традиционной одежды, но именно такой симбиоз придает ей свою изюминку, – говорит Айсулу Кожаева.
Строчка за строчкой и в коллекции мастера появляются яркие шапаны, узорные жилетки кажекей, удобные сумки, разноцветные подушки, небольшие кошельки и цветастые тюбетейки. Последним ремесленница уделяет особое внимание – это один из самых любимых предметов гардероба.
– Тюбетейка – это старинный предмет одежды, который снова вернулся в современный костюм и актуален как для мужчин, так и для женщин. Она может любой, даже самый повседневный наряд сделать уникальным. Вообще, тюбетейка на Востоке была своего рода паспортом обладателя. Форма и орнамент рассказывали о принадлежности хозяина определенному народу и сословию, – делится мастер.
С незапамятных времен отношение к головным уборам у казахов было особенно щепетильным. Сдернуть с головы человека тюбетейку считалось оскорблением, а небрежно кинуть куда-нибудь свою – равносильно самому отвернуться от удачи. Всегда и всюду головные уборы снимали бережно, стараясь положить или повесить их на возвышении. Особенно ревностно следили за тем, чтобы шапка не оказалась на полу или на сидении, а иначе считалось, что могут пострадать здоровье и благоденствие ее владельца. Также существовало жесткое табу на дарение собственных головных уборов, дать кому-то поносить свою тюбетейку также было не принято, ведь иначе ты добровольно оголяешь голову для бед и отказываешься от своего счастья.
Издревле тюбетейки щедро украшали, чтобы они привлекали внимание и были отводом от глазливых недоброжелателей. Свои изделия Айсулу также делает яркими и интересными. Они сразу же привлекают взгляд.
Шить алматинка научилась еще в детстве. С юных лет создавала наряды сначала куклам, потом и себе.
– Нас в семье шестеро девочек. Маме приходилось непросто – всю одежу она шила нам сама. Старшие сестры тоже учились работать с нитками и иголкой, постепенно показывали, как это делается, и нам. Помню, мы часто все вместе шили лоскутные корпешки. Эти яркие лоскутки ткани оставили свой след в моем сердце, поэтому я и сейчас занимаюсь лоскутным шитьем. В шестом классе на Новый год я сшила свое первое платье – это было незабываемо, – вспоминает рукодельница.
Свою профессию она решила связать с творчеством. После школы поступила в художественное училище, а потом устроилась на фабрику «Тускииз», где расписывали деревянные ложки, чашки, доски, но выйдя замуж, надолго отложила свое увлечение, занявшись воспитанием детей и созданием домашнего уюта. Теперь, когда дети уже выросли и даже появились внуки, у Айсулу снова появилось время для любимого дела.
– Ни дня не могу без строчки. Шью в перерывах между готовкой обеда или уборкой, шью, когда появляется свободная минутка. Кажется, что не могу остановиться. Столько идей хочется воплотить в жизнь, – улыбается апай.
Для реализации своих изделий портниха даже освоила Instagram, а также регулярно участвует в алматинской ярмарке ремесел. Как говорит рукодельница, она даже не ожидала, что среди молодого поколения будет такой спрос на национальную одежду и головные уборы. В последнее время ассортимент изделий она расширила еще и украшениями ручной работы.
Статья опубликована в №101, от 03.09.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Тёплые традиции".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!