Алматы все чаще называют будущей туристической столицей Центральной Азии. Город у подножия гор привлекает не только природой и культурой, но и гастрономическими проектами, новыми тропами и растущей инфраструктурой, сообщает Vecher.kz
Однако сами горожане и гости признают: чтобы стать полноценным центром притяжения, Алматы предстоит решить вопросы доступности, сервиса и цифровизации.
Алматы становится туристическим центром Центральной Азии
Алматы называют городом у подножия гор, культурной столицей и самым теплым мегаполисом Казахстана. Но действительно ли он стал точкой притяжения для туристов? Или потенциал Алматы всё ещё ждёт своего часа? Мы разбираемся, что изменилось в туристической инфраструктуре города за последние годы – от городской среды до горных маршрутов и новых сервисов.
По официальным данным, только в 2024 году Алматы посетили 2,34 миллиона туристов.
Это почти на 15% больше, чем годом ранее. Из них свыше 680 тысяч – иностранцы. В 2025-м статистика продолжает расти: за первый квартал город принял почти полмиллиона гостей. Но, как отмечают сами алматинцы и гости города, цифры цифрами, а реальная туристическая среда требует доработки.
Алматы делает шаги к тому, чтобы стать комфортным для туристов городом. Развивается велоинфраструктура, расширяются пешеходные зоны, появляются навигационные таблички и туристические карты. Запускаются гастрономические проекты.
Один из последних – Almaty Bar Shift, международное барное событие, собравшее в Алматы бартендеров из лучших баров мира. Это не просто фестиваль коктейлей, а проект, который ставит город на мировой гастрономической карте.
В рамках Almaty Bar Shift организованы мастер-классы и вечерние события с участием мировых экспертов индустрии.
«Через гастрономические проекты мы продвигаем Алматы как центр вкусов и впечатлений», – подчеркивают в Almaty Tourism Bureau.
Если в городе развиваются пешеходные зоны и гастроформаты, то в горах делают ставку на активный туризм. Стартовавший проект «Алатау аманаты» – знаковый пример. Это система национальных туристских троп, которая соединит ключевые природные объекты: от Чарынского каньона до Тамгалы-тас.
Более 1200 километров треккинговых маршрутов, 24 инфраструктурных объекта, этноаулы, визит-центры и глэмпинги – так выглядит новый туристический каркас в горах.
По словам инициаторов проекта, «Алатау аманаты» создаст экосистему для внутреннего и международного приключенческого туризма, вовлекая сельское население и малый бизнес. Уже сейчас ключевые точки маршрута – Кок-Жайлау, Большое Алматинское озеро, горячие источники Алма-Арасан – становятся популярными среди как иностранных туристов, так и казахстанцев.
Современные туристы ожидают не только красоты, но и удобства. Алматинка Ирина Смаилова считает, что городу не хватает удобных приложений, работающего интернет-покрытия в туристических зонах, понятных маршрутов и цифровых решений.
Разработка мобильных приложений для туристов, онлайн-карты, доступ к информации о достопримечательностях, рекомендации по гастрономическим точкам – это то, что современные города уже предлагают своим гостям. Алматы на этом пути лишь в начале.
Популяризировать Алматы помогает и молодежный туризм. Международный этно-эко-турнир «Жас турист», который прошел в ущелье Бутаковка, стал площадкой для знакомства студентов из Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, России и Таджикистана с природой и турмаршрутами Алматы. Главное – акцент на бережное отношение к природе и развитие активного отдыха.
Активная путешественница Карина Иванищева считает, что главная проблема Алматы – это не дороги и не маршруты, а ценовая недоступность.
«Отдых в Алматы и его окрестностях слишком дорог для большинства. Цены иногда выше, чем на поездку за границу», – говорит она.
По её мнению, без государственного регулирования и контроля ценообразования массового внутреннего туризма не добиться.
Сервис – ещё один вопрос, требующий решения. Индивидуальный предприниматель Рания Жаннат считает, что пока в сознании людей туризм – это не общая экономика, а личный заработок, качественного сервиса не будет.
«Туристический сервис – это не только отель, а всё, с чем сталкивается человек с момента въезда в страну», – говорит она.
На ее взгляд, у Алматы есть все составляющие для развития: горы, культура, гастрономия, мультикультурная атмосфера. Но чтобы стать настоящим туристическим центром, нужны системные перемены – разумное регулирование цен, развитие городской и горной инфраструктуры, повышение качества сервиса и цифровизация.
«Туризм – это не про красивые фото в соцсетях. Это про заботу о человеке, доступность и стратегию. Именно в сочетании новых маршрутов, качественного сервиса и разумной ценовой политики Алматы способен стать туристическим сердцем Центральной Азии», – резюмировала Рания Жаннат.
Ранее сообщалось, что в Алматы впервые в Центральной Азии прошло важное событие из серии международных барных мероприятий – Almaty Bar Shift. На целую неделю город стал местом встречи тех, кто формирует мировые тренды в сфере гостеприимства, и всех, кто ищет новые гастрономические впечатления.