Молодое поколение наверняка не знает о Байкадамове, а ведь именно благодаря ему в Казахстане начало развиваться хоровое пение и появилось такое понятие как «хоровой кюй», что означало создание нового жанра в хоровом искусстве.
Родился Бахытжан Байкадамов в Костанайской области в городе Торгай. Его отец Байкадам Каралдин был служащим в уезде, до революции работал переводчиком, после – уездным народным комиссаром Тургая. В 1930 году несмотря на то, что он очень многое сделал для родного края, его объявили «врагом народа», после он был расстрелян без суда и следствия. Позже, конечно, его доброе имя было восстановлено.
Семья Бахытжана Байкадамова была творческой: отец хорошо играл на домбре, знал много кюев, мать Урзипа обладала красивым и сильным голосом.
Бахытжан из-за болезни поздно пошел в школу, обучался на дому, умел читать и писать, играл на домбре и даже сочинял стихи. В 14 лет Бахытжан был определен в школу в Кызыл-Орде, где он выступал в кружке художественной самодеятельности. В эти годы юноша начал проявлять интерес к точным наукам, а именно, к математике. После школы поступил в Педагогический институт на физико-математический факультет. В будущем эта специальность пригодилась ему в его музыкальной карьере.
Еще в студенческие годы Бахытжана Байкадамова привлекала культурная жизнь города, частые премьеры, оперы и спектакли вдохновляли его создавать музыку. После института он работал учителем математики в одной из школ Алма-Аты, и так сложилась судьба, что его учениками были будущие известные музыканты Н. Тлендиев, Г. Жубанова и другие. В школе Байкадамов создал свой коллектив художественной самодеятельности, для которого он писал музыкальные произведения.
В годы Великой Отечественной войны Бахытжан Байкадамов писал патриотические композиции на военную тематику. Именно в этот период он решился на постановку в сокращенном варианте оперы «Қыз Жібек». За эту постанову коллектив Байкадамова получил первую премию ЦК Компартии, более того, ансамбль должен был участвовать в концерте в Москве. Однако из-за начала войны выезд был отменен.
Когда закончилась война, Бахытжан Байкадамов поступил в консерваторию в Алма-Ате на композиторское отделение. Он попал в класс народного артиста Казахской ССР, автора первых казахских опер профессора Евгения Брусиловского. Годы обучения в консерватории стали для Байкадамова очень плодотворными. Им были написаны десятки произведений для оркестров, хора, отдельных инструментов, а также одна опера.
После окончания консерватории Бахытжан Байкадамов становится руководителем Казахской госфилармонии, здесь же возглавляет хоровую капеллу. Для капеллы он написал сразу несколько песен как патриотического, так и лирического характера.
В середине 50-х годов был образован Казахский государственный ансамбль песни и танца, его художественным руководителем назначили Байкадамова. В последующем за композицию «Саяхатта» он получил звание заслуженного деятеля искусств Казахстана.
В начале 60-х Бахытжана Байкадамова пригласили работать в Женский педагогический институт на недавно открывшийся музыкальный факультет, где готовили учителей музыки для обычных школ. Он возглавил этот факультет и сам же преподавал на нем теорию музыки до последних дней своей жизни.
В институте композитор создал женский ансамбль «Айгуль». Также для него Бахытжан Байкадамов сочинил новые произведения, в результате чего коллектив приобрел известность в стране и за ее пределами.
Сегодня ансамбль исполняет произведения как казахских, так и зарубежных композиторов на двадцати языках мира.
Автор Бахыт САРСЕМБАЕВА
Статья опубликована в №109 от 14.09.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Мэтр хоровой музыки»