Музыкальные инструменты подарил Василий Шупейкин.
В Музее города Алматы прошла презентация – его фонды пополнились тремя уникальными баянами, дарителем выступил известный журналист и телеведущий, член Союза писателей Казахстана Василий Шупейкин, журналист газеты «Вечерний Алматы», сообщает Vecher.kz.
В разные годы эти музыкальные инструменты принадлежали баянистам – алматинцам Евгению Рыжову, Анатолию Косенову, Василию Лагодину.
Кроме того, как считают специалисты, эти инструменты в свое время были изготовлены в единственном экземпляре по личным параметрам их хозяев. Их уникальность заключается в том, что они имеют долгую историю концертирования на ниве казахстанского музыкального искусства.
Василий Шупейкин и сам в прошлом по первой профессии музыкант, дирижер оркестра и баянист. Рассказал о своем подарке некоторые подробности.
Баян черного цвета с блестящей белой металлической решеткой. Этот инструмент изготовлен мастерами России в единственном экземпляре для музыканта-аккомпаниатора Казахской Государственной филармонии имени Жамбыла Евгения Рыжова (1924 -2018).
Присутствующий на презентации дарения сын Евгения Михайловича Сергей Рыжов композитор и дирижер заслуженный артист РК поделился воспоминаниями об отце, участнике Великой Отечественной войны, который вернулся с фронта в Алматы в 1946 году и сразу же привлек к себе внимание виртуозной игрой на баяне. Очень скоро, после выступления и лауреатского звания, завоеванного на Всесоюзном смотре-конкурсе музыкантов-самородков, он был приглашен на работу в филармонию. Ему довелось работать в качестве аккомпаниатора на выездных концертах с Народными артистами СССР и Казахстана Бибигуль Тулегеновой, Розой Баглановой, Сарой Жиенкуловой, Жамал Омаровой, братьями Ришатом и Муслимом Абдуллиными и многими другими представителями артистического цвета страны.
Про баян, что на снимках красного цвета, даритель рассказал следующее:
– Уникальный инструмент, изготовленный российскими мастерами по заказу баяниста-виртуоза Анатолия Косенова. Этот инструмент обладает таким специфическим набором технологий, как предельно сжатая клавиатура правой руки, так как Косенов имел миниатюрную кисть руки и узкие тонкие пальцы, что позволяло достигать невероятно большой скорости при исполнении технически быстрых произведений, шибр-регистр переключения тембра – аккордеон, баян-гармонь, четвертый дополнительный ряд правой клавиатуры.
В свое время, то есть в 1960-70-х годах, Анатолий Косенов был хорошо знаком широкому кругу любителей баянной музыки. Репертуар его включал в себя произведения эстрадного направления, джаза, классические переложения для баяна, а его техника игры позволяла исполнять композиции любой сложности. К тому же он был непревзойденным импровизатором. Дольше всего он работал в ансамбле песни и пляски САВО (Средне-Азиатского военного округа) и в Отделе музыкальных ансамблей ресторанов города.
Баян, принадлежавший Анатолию Косенову, был передан в музыкальное училище, затем списан, так как играть на нем не представлялось возможным людям с большой кистью руки. К тому же его вес из-за насыщенности многотембровыми голосами значительно превышал вес подобных инструментов. Долгое время его сохранял заведующий отделением русских народных инструментов Суюнген Сейтханов.
Баяну приблизительно 70 лет.
Еще один баян, отполированный в черный цвет, принадлежал потомственному баянисту, алматинцу в третьем поколении Василию Григорьевичу Лагодину, который обучался в алматинском музыкальном училище имени П. Чайковского и Московском институте культуры. Об этом баяне Василий Шупейкин рассказывал с особым чувством, так как сам много лет играл на этом инструменте, а Василий Лагодин был его первым учителем в музыкальной школе имени Тулебаева.
– Мой учитель – старейший педагог, взрастивший не одну плеяду учеников баянистов, ставших заметными музыкантами Казахстана. Этот баян сделан в городе Туле в 1950-е годы по индивидуальному заказу. У него приятный бархатный мощный звук голосовой части и насыщенный низкими частотами бас. Из-за применения тяжелых благородных металлов в механике и голосовой части, баян весит 12 килограммов. Такие инструменты отлично выражали музыку народного жанра и с успехом использовались в оркестрах. Именно с этим баяном в 1970-х годах я служил срочную службу в ансамбле песни и пляски Краснознаменного Восточного пограничного округа КГБ СССР. В дальнейшем, став писателем, В. Шупейкин описал свою артистическую деятельность в повести «Ансамбль», многие страницы которой рассказывают о моментах игры именно на этом баяне – в частности, в главе о заслуженном артисте Казахской ССР Алькене Амантаевиче Казакбаеве.
Прощаясь с баянами, Василий Шупейкин высказал предположение: возможно, кто-то из посетителей музея, узнав эти инструменты, дополнит их историю.
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!