– Единая база – собственная разработка КаздорНИИ. Работы начались в конце прошлого года. Этот проект был предложен как эффективный механизм, отвечающий задачам по улучшению качества дорог. Современный цифровой продукт позволил систематизировать использование стройматериалов и технологий дорожного строительства, сделать проектирование дорог прозрачным и более качественным. Минимизируются риски, связанные с человеческим фактором, – рассказала директор департамента дорожностроительных материалов и новых технологий АО «КаздорНИИ» Асель Нугманова.
По ее словам, стройматериалы и технологии попадают в Единую базу ДСМ и НТ после многоэтапного процесса проверки их свойств и качеств.
Так, новые технологии и материалы вначале проходят апробацию в лабораторных условиях и двухлетний цикл дорожных испытаний в разных климатических регионах. Результаты проверки изучаются Техническим советом по внедрению и освоению новых технологий и материалов, в который входят эксперты дорожного строительства, ученые, проектировщики и представители общественных организаций. В случае одобрения каждая позиция получает рейтинг и рекомендацию к применению на тех или иных дорогах.
В настоящее время все подрядчики стараются использовать щебень из самого ближайшего к объекту карьера. Это выгодно, так как сокращаются затраты на перевозку материала и техники. Но часто не берутся в расчет физические свойства щебня – прочность, морозостойкость, плотность и т.д. Это приводит к деформации дорог по истечении гарантийного периода.
– Мы делаем ревизию всех карьеров, которые есть в стране, и проводим лабораторный анализ отобранных на них проб. На основе этих данных в Единой базе создана онлайн-карта ближайших рекомендуемых месторождений щебня, гравия и песка. Она сэкономит строителям и проектировщикам время без вреда для качества дорог. На протяжении года мы посетили действующие карьеры Алматинской, Жетысуской, Акмолинской и СевероКазахстанской областей для актуализации сведений об их мощностях, а также сбора и испытаний проб. По результатам исследований были определены области применения дорожно-строительных материалов в различных слоях дорожного покрытия, включая поверхностную обработку, покрытие и основание. Материалы из 28 карьеров были признаны пригодными для поверхностной обработки, из 21 карьера – для создания покрытия и из 30 карьеров – для основания, – перечислила Асель Нугманова.
Стоит отметить, что в Единой базе ДСМ и НТ собрана актуальная информация о казахстанских битумных и асфальтобетонных заводах.
– Единая база заметно поменяет подходы к строительству дорог. Подрядчики и проектировщики смогут быстро находить на сайте системы ближайшие к объекту строительства карьеры, асфальтные и битумные заводы, и сразу же видеть их качественные сведения. Использование базы облегчит строительство и увеличит скорость проектирования дорог, а прозрачность данных будет содействовать повышению качества их строительства, – добавила Асель Нугманова.
База будет постоянно обновляться по мере появления новых материалов и технологий, изменений в работе карьеров и заводов, а также с учетом климатических изменений и поступающих от пользователей предложений.
В ходе тура журналистам показали апробационный участок в 200 метров на трассе республиканского значения Конаев – Курты, где используется новая технология по укладке асфальта. Данная технология не имеет аналогов в стране и выполняет защитно-армирующую, фильтрационную и распределяющие функции. Данный материал отличается высокой устойчивостью к агрессивным средам. Он может прослужить около 50 лет. В течение двух лет специалисты АО «КаздорНИИ» будут контролировать дорогу, проводить испытания, а также брать образцы материала для исследований.
– Данный материал произведен ткацким способом из мононитей. Материал применялся более 15 лет в России, показал себя очень хорошо. Мы делали испытания в независимых лабораториях, ученые подтвердили сохранность физических свойств. В конце года будет запущена дорога, – рассказал разработчик проекта Денис Степанов.
Автор Акерке МЫРЗАГАЛИЕВА
Статья опубликована в №94 от 08.08.2023 газеты «Вечерний Алматы» в рубрике «Механизм улучшения».