Финансовая инклюзивность – это доступность использования всех необходимых для человека финансовых инструментов, которые существуют в современном мире – от самых привычных, таких как возможность открыть счет в банке или положить деньги на депозит, взять кредит или ипотеку, застраховать себя или свое имущество – до более редких и специфических, таких как покупка акций компаний или участие в инвестировании.
Напомним, что в рамках реализации подписанного Главой государства Закона о ратификации «Факультативного протокола о Конвенции по правам инвалидов» от 7 июня 2023 года по инициативе Агентства Комитетом технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции РК утвержден Национальный стандарт – «Требования к доступности отделений финансовых организаций по предоставлению услуг лицам с инвалидностью и другим маломобильным группам населения».
На площадке Региональной службы коммуникаций Алматы прошла пресс-конференция, посвященная вопросам доступности финансовых услуг для лиц с дополнительными потребностями.
По данным директора департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Агентства по регулированию и развитию финансовых рынков Александра Терентьева, в ведомстве уделяется отдельное внимание вопросам создания безбарьерной и комфортной среды для лиц с инвалидностью.
– Национальный стандарт предусматривает общие требования к доступности отделений финансовых организаций для оказания услуг лицам с инвалидностью, которые включают адаптацию зданий и помещений финансовых организаций для лиц с инвалидностью, устанавливают особенности обслуживания клиентов данной категории, а также вопросы обучения и повышения компетенции персонала финансовых организаций при работе с данной категорией лиц, – сообщил он.
Таким образом, для исполнения данных указаний издан соответствующий приказ, для реализации которого банками будут разработаны индивидуальные планы по созданию и обеспечению равного доступа к финансовым услугам для всех категорий лиц с инвалидностью.
Разработаны и приняты методические рекомендации по обеспечению физической и информационной доступностью для лиц с ограниченными возможностями, а также по взаимодействию с клиентами с ограниченными возможностями. Данные рекомендации были апробированы банками в течение трех лет.
Кроме того, банками разработаны индивидуальные планы по модернизации технической инфраструктуры отделений, адаптации сайтов и мобильных приложений, подготовке квалифицированного персонала по работе с данной категорией лиц.
Агентством совместно с участниками рабочей группы в целях предоставления актуальной информации об инфраструктуре отделений финансовых организаций на главной странице интернет-портала www.fingramota.kz размещена «Карта доступности отделений банков для лиц с ограниченными возможности». На ней представлено 350 отделений банков второго уровня в 28 городах страны.
– Совместно с международными организациями и центральными банками зарубежных стран, имеющими прогрессивный опыт в вопросе повышения финансовой доступности и финансовой инклюзии, проведено обучение персонала финансовых организаций. Агентством совместно с АФК и финансовыми организациями на системной основе проводятся лекции, тренинги и вебинары для всех целевых аудиторий, в том числе лиц с ограниченными возможностями, – добавил Александр Терентьев.
Также Агентством прорабатывается вопрос по интеграции информационной системы, идентифицирующей клиентов с дополнительными потребностями. По итогам получена ссылка для направления заявок в банки с целью подключения к информационной системе Smart Bridge. Это позволит банкам идентифицировать клиентов данной категории и оказывать им качественные услуги.
– Обеспечение высокого уровня финансовой доступности приводит к тому, что наши граждане, особенно из числа социально уязвимых слоев населения, подвергаются мошенническим действиям. В 2021 году агентством были разработаны методические рекомендации для банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций. Методические рекомендации находятся на апробации банков. Лицо с инвалидностью или пожилой человек может назначить себе помощника по проведению финансовых операций. Помощник получает уведомление о планируемых финансовых операциях, сможет поддержать или отклонить их, – пояснил Александр Терентьев, отвечая на вопросы журналистов.
Статья опубликована в №140 от 23.11.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Тренд на доступность»