В 1938 году спектакль «Лебединое озеро» Чайковского способствовал созданию балетной труппы Казахского театра оперы и балета, ныне – КазНТОБ имени Абая.
С тех пор в театре существует традиция открывать сезон балетной труппы именно «Лебединым озером». Но и в течение года каждый показ балета становится событием – в нем и дань памяти корифеям, и стремление сохранять высокую планку профессионального мастерства.
Ко времени первой постановки «Лебединого озера» театр уже существовал четыре года, но балетная труппа появилась только в 1937-м. Это стало возможным благодаря приехавшим в город профессиональным артистам балета из Куйбышевского (ныне Самарского) театра оперы и балета, а также из Москвы и Ленинграда. Прибывали они по разным причинам – для кого-то это была возможность переждать пик репрессий вдали от «центра», иные же приехали в длительную командировку по приглашению казахстанского правительства.
Тогда было решено постепенно осваивать весь классический репертуар. Однако работе над «Лебединым озером» уделялось особое внимание. В случае успеха спектакля алма-атинский театр выходил на качественно новый уровень: постановка одного из шедевров мирового балета означала бы, что коллектив готов выполнять сложные хореографические задачи. По сути, это был выход на всесоюзный уровень.
Балетмейстером первой постановки «Лебединого озера» в Алма-Ате был представитель московской школы Леонид Жуков, до приезда в Алма-Ату танцевавший на сцене Большого театра. Жуков досконально знал нюансы профессии, как танцовщик обладал легким, воздушным прыжком, выразительной мимикой, был блестящим партнером. В своей алма-атинской постановке он исполнил испанский танец. Партию Зигфрида танцевал ученик Агриппины Вагановой Александр Селезнев. Он приехал в Алма-Ату в 1937 году уже зрелым мастером, успевшим потанцевать на сцене Театра имени Кирова (ныне Мариинский) и в Большом театре. Первой балериной, воплотившей образ главной героини спектакля, заколдованной злыми чарами девушки-лебедя Одетты и коварной Одиллии, стала прима-балерина театра Зоя Плужникова, приехавшая из Ленинграда. Декорации к балету создавал русский и советский художник, знаток истории костюма Всеволод Теляковский.
В архивах сохранилась рецензия на первую постановку «Лебединого озера». Она была напечатана в газете «Социалистическая Алма-Ата» – предшественнице современной «Вечёрки». «Коллектив под руководством балетмейстера заслуженного артиста РСФСР Л. Жукова одержал значительную победу – налицо крепкий ансамблевый спектакль», – констатировала газета.
В послевоенное время спектакль прочно закрепился в репертуаре ГАТОБ имени Абая.
В главной женской партии блистали Сара Кушербаева, Фарида Койгельдинова, другие солистки. Партию Зигфрида исполняли Абдуахим Асылмуратов, Ануарбек Джалилов и целый ряд одаренных танцовщиков.
Среди сценографов спектакля отметилась народный художник Казахской ССР Гульфайрус Исмаилова, которая в начале 70-х работала главным художником Театра имени Абая. Так, ею были обновлены декорации замка и озера.
Заслуженная артистка Казахстана Людмила Рудакова танцевала на сцене Театра оперы и балета имени Абая с 1965 года, а всего за карьеру балерины образ Одетты – Одиллии воплотила 152 раза. Со своим партнером и супругом народным артистом СССР Рамазаном Баповым они собирали полные залы.
В интервью «Вечернему Алматы» балерина и хореограф отметила, что с течением времени хореографическая основа спектакля фактически не менялась: это немеркнущая классика.
Людмила Рудакова подчеркнула, что балет «Лебединое озеро» позволяет солистке раскрыть свои возможности как в техническом, так и в драматическом плане, и танцевать эту партию – мечта любой балерины.
– Существует мнение, что в партии Одетты «нечего играть», а образ Одиллии, напротив, требует глубокого актерского осмысления. Но это не так. Исполнение партий и Одетты, и Одиллии требует большой профессиональной отдачи как с технической, так и с актерской точки зрения.
Одетта тонка, нежна, воздушна, и в то же время она страдает, и это страдание нужно показать. Одиллия же коварна, она строит козни, это подчеркивается ускорением темпа, сложными техническими элементами, включая 32 фуэте. И здесь надо очень много работать, чтобы совместить технику с драматическим осмыслением образа, – высказала профессиональное мнение балерина.
В 2016 году ГАТОБ имени Абая представил обновленную версию балета «Лебединое озеро» в постановке народной артистки Казахстана, руководителя балетной труппы театра Гульжан Туткибаевой. Декорации и костюмы создавал народный художник России, лауреат Государственной премии РК Вячеслав Окунев. Главные партии на премьере исполняли Динара Есентаева, Фархад Буриев и другие солисты театра.
По мнению художника Вячеслава Окунева, который много раз работал над сценографией «Лебединого озера» и видел разные хореографические версии, нынешняя алматинская постановка вобрала в себя все лучшие находки:
– Гульжан придумала интересный ход, когда дивертисмент третьего акта, включающий венгерский, испанский, неаполитанский, русский, польский и другие танцы, обыгрывается как представление невест.
– «Лебединое озеро» – это экзамен на профессионализм балетной труппы, визитная карточка любого театра и один из символов всего балетного искусства, – считает Людмила Рудакова. – Прекрасно, что «Лебединое озеро» почти век с успехом идет на сцене нашего театра.
Статья опубликована в №28, от 25.02.2023 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "На крыльях вдохновения".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!