В театре им. Ауэзова идет показ драмы по роману Абдижамила Нурпеисова

В театре им. Ауэзова идет показ драмы по роману Абдижамила Нурпеисова

В Казахском национальном театре драмы им. Мухтара Ауэзова с неизменным аншлагом продолжается показ трагедии «Қан мен тер. Ақбала».


В основе сюжета лежит известный роман Абдижамила Нурпеисова «Кровь и пот» о тяжелой жизни аральских рыбаков. Трилогия охатывает события первой мировой войны и гражданской войны в Казахстане. Беспощадная эксплуатация работников выливается в остро-социальный конфликт, который перерастает в открытую борьбу казахских бедняков за установление советской власти.


В театральной постановке была раскрыта история трех главных героев: Еламана, Акбалы и Танирбергена. Еламан – рыбак, у которого болит сердце за бедняков Арала. Акбала – жена Еламана, вышедшая за него замуж не по своей воле. Танирберген – бай, главный антагонист трагедии, которому противостоит Еламан.


Спектакль начинается со сцены, где толпа людей шепчется, распуская слухи об Акбале, которая носит под сердцем ребенка Еламана. К ним домой приходит Танирберген, требуя от Еламана выйти с рыбаками в море. Старые влюбленные встречаются вновь. Не описать словами этот момент – печальный, трагичный и отчаянный. Танирберген в исполнении Алихана Лепесбаева и Акбала в исполнении Назгуль Карабалиной сказали друг другу лишь пару неловких фраз в этой сцене, но за них кричали их глаза. Химию между этими героями невозможно не заметить: самая сильная, душераздирающая сцена для сентиментального зрителя именно она, встреча Танирбергена и Акбалы. Зритель невольно осудит родителей Акбалы и тех, кто разлучил ее с возлюбленным, а также посочувствует Еламану, который весьма трепетно относится к Акбале. Еламана сыграл заслуженный деятель Казахстана Азамат Сатыбалды.


В целом, постановка оправдывает жанр трагедии – весь спектакль зритель ощущает мрачную, тяжелую и давящую атмосферу, наблюдая за тем, как герои совершают роковые ошибки в жизненных перипетиях, которые станут началом нескончаемой боли и печали главных героев. Актеры выполнили свою работу превосходно, показав всю страсть и эмоции на сцене.


Особенно ярким оказался момент душевной «истерии» Акбалы. Наверное, в тот момент в зале пустили слезу даже самые скупые на эмоции люди. Назгуль Карабалина отдала всю себя этой роли, зритель ей поверил. Акбала – это образ, который вызывает противоречивые чувства: поначалу ей сопереживают, затем жалеют, а в конце осуждают. Несмотря на совершенные ошибки, Акбала раскаивается, она не теряет чувства благородства и добродетели, которые присущи нашим женщинам. Может быть, именно за это Акбалу зрители приняли как родную.


Танирберген – еще один персонаж, который вызывает противоречивые чувства. Сыграть злодея и антагониста невероятно сложно, но Алихан Лепесбаев справился с этой задачей.


Танирберген в его исполнении получился очень колоритным, статным и аристократичным персонажем. Так же, как и Акбала, Танирберген в самом начале источает грусть, которая скрывается под маской холодного отстранения. У Нурпеисова злодей – не просто злодей, а глубоко несчастный человек, терзаемый внешними и внутренними обидами. Он замыкается в себе, его черты становятся жестокими, а единственный человек, которого он любит – это он сам. Танирберген становится опасным, будучи готовым на все, чтобы вернуть Акбалу.


Пожалуй, единственным персонажем, который за все время спекталя вызвал лишь положительные эмоции, стал Еламан. Еще бы – честный, справедливый, альтруистичный, смелый и добрый. Эти качества присущи истинному воину, который, не раздумывая, пожертвует собой на благо общества. Недаром Еламана все зовут любовно «Ел аға». Нурпеисов дал своему персонажу даже имя, говорящее за себя: «Еламан» в переводе с казахского – «благополучие народа». Такой человек всегда будет болеть за свой народ – Еламан становится тем, кто возглавляет аральских рыбаков в борьбе за установление советской власти. В конце спектакля в глазах зрителей лишь он остается персонажем, который сохранил честь и благородство, несмотря даже на совершенное преступление.


Концовку спектакля предугадать было нетрудно, хотя немало зрителей надеялись на счастливый конец.


Статья опубликована в  №42, от 21.04.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Сердца трёх".


Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

16:17

15:42

15:06

14:33

13:57

13:21

12:47

12:15

11:43

11:10

10:37

10:04

20:53

19:26

18:40

17:57

17:28

16:56

16:30

16:06

15:40

15:13

14:48

14:26

14:03