А вы знали, что первый киносеанс в нашем городе состоялся 122 года назад?
Предвестником первого кинотеатра в городе Верном стал аттракцион с диафильмами. Он появился в столице Семиреченской области на заре XX века. Для демонстрации кинофильма художник от руки наносил различные изображения на крупные стеклянные диапозитивы. С такими пластинами-диапозитивами впервые познакомил жителей городов степного края некий физик Краузе. Аттракцион произвел фурор. О грандиозном по тем временам в жизни города событии печатали в газетах следующее: «Сюда прибыл физик Краузе, показывающий через призму «волшебного фонаря» грандиозные движущиеся туманные картины, оживленные фотографии во весь рост посредством настоящего синематографа братьев Люмьер».
Известно, что премьерная демонстрация «волшебного фонаря» состоялась 25 января 1900 года в народном доме имени Николая II в Пушкинском саду, который сегодня носит название парка имени 28 гвардейцев-панфиловцев.
А первый стационарный кинотеатр в городе Верном был открыт в 1910 году на проспекте Колпаковского, ныне проспект Достык, и носил название «Марс». Тогда же в городе появился аттракцион – электропанорама, где зрителей развлекали всякими диковинами. «Чудо ХХ века! Вы увидите слонов в девственном лесу Цейлона, удава, душащего буйвола, охоту негуса на львов, тигра, терзающего свою несчастную жертву, пещеру скелетов, охоту на китов, русалку, изловленную арабами в Красном море», – приводится текст афиши в романе Юрия Домбровского «Хранитель древностей».
Электропанорама представляла собой простой деревянный ящик с продетым в него окуляром. Посетитель оплачивал билет и через окуляр наблюдал за сюжетом. Интересно, что офицерским чинам разрешалось пользоваться ящиком бесплатно.
«Огромный ящик из полированного красного дерева, блестящий, вместительный, с большими светлыми стеклами и богатым набором диапозитивов. Диапозитивы были чудесные, раскрашенные. Сзади они освещались электрической лампочкой так, что на них горело и играло все – павлины, фонтаны, фейерверки, потешные огни, радуги, северное сияние, салюты из пушек, веера в Версале», – читаем описание устройства у Домбровского.
В начале 1911 года на пересечении Гоголевской и Пушкинской открылся аналогичный аттракцион, но уже коллективного пользования – «Электрокинотеатр XX век». В зале располагались ложи на четыре персоны и четыре ряда кресел. Нижние чины, солдаты или казаки, занимали обыкновенно скамейки перед сценой. В глубине ее находился экран, обрамленный декорацией леса. Известно, что в фойе кинотеатра стоял музыкальный автомат «Симфониум» с модными песнями того времени, а на афишах большими буквами горожан предупреждали: «Ввиду реальности изображения жизни в пьесе просят барышень и детей не приводить».
В репертуаре значились киножурнал «Пате», серия приключенческих лент «Макс Линдер», мелодрамы «Сонька – Золотая Ручка», «За каждую слезу по капле крови», «Цыганка».
Согласно традиции той эпохи фильмы по мотивам литературных произведений назывались боевиками. Также было распространено название «фотографические пьесы». В их разряд, например, попала картина «Накануне» по Ивану Тургеневу.
До нас дошла фамилия владельца второго кинотеатра – Сейфуллин. Он был купцом и предпринимателем.
Синематограф стал настоящим символом технического прогресса в Семиречье. «Кинотеатр имел едва ли не первую в городе динамомашину, вырабатывавшую электрический ток, а площадь перед кинематографом освещалась лампами и была самым светлым местом в городе», – приводятся исторические факты в справочнике «Город Верный и Семиреченская область», составленный краеведом Александром Лухтановым.
Чудо техники стало гордостью верненцев: теперь вместе со всем прогрессивным миром они могли посещать синематограф.
«Благотворное воздействие кино оценил военный писатель Петр Краснов в бытность его службы в Семиречье. Он писал в повести «Кинематограф», что пора на экране отобразить самобытную культуру края, его достопримечательности, памятники природы, замечательных людей, в противовес засилью на экране вестернов с обязательными приключениями индейцев», – рассказывает в очерках «Алматинские дворики» краевед Владимир Проскурин.
В 1912 году в городе было уже три частных кинотеатра, а в 1916 году Верненская дума выделила предпринимателю Сейфуллину участок в городском парке для строительства еще одного. А в соседнем Пишпеке – ныне Бишкеке, который в те годы входил в Семиреченскую область, был открыт кинотеатр «Эдисон». Затем синематограф появился и в других городах региона.
Статья опубликована в №21, от 24.02.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Волшебный фонарь".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!