Каждое лето, когда в горах над Алматы тают ледники и собираются грозовые тучи, жители города даже не задумываются, что где-то над ними, в узком ущелье реки Малая Алматинка, дежурит гигантский щит и они могут спокойно спать. Это – мощная селезащитная плотина в урочище Медеу, одно из самых выдающихся гидротехнических сооружений Казахстана, символ инженерной мысли и самоотверженного труда. И сегодня, в День работников водного хозяйства, Vecher.kz рассказывает, как в горах Алматы с помощью управляемого взрыва и тысяч рук был возведен инженерный щит, который по сей день защищает город от селевых потоков.
Угроза селя: предыстория
Алматы – город у подножия гор, и это не только красота, но и риск. Раз в несколько десятилетий с крутых склонов сходят селевые потоки – смесь камней, грязи и воды, способная за считаные минуты уничтожить все на своем пути.
Самый трагический, разрушительный сель в истории города произошел в 1921 году. Тогда грязекаменный поток затопил центральную часть Верного (так назывался Алматы до 1921 года), разрушив мосты и дома. Погибли десятки, а по некоторым данным – более сотни человек.
Долгое время эта угроза оставалась без системного ответа. Но в 1960-х ситуация стала критической: на склоне над Алматы в районе ледника Мамлюта начало формироваться опасное моренное озеро, прорыв которого мог привести к новому катастрофическому селевому потоку, поэтому было решено срочно строить плотину.
Взрыв, который спас город
Строительство началось в 1966 году. Инициатором проекта стал видный гидротехник Михаил Кузнецов, руководивший проектированием и реализацией уникального метода возведения плотины. Главная сложность заключалась в том, что времени на традиционную стройку не было – опасность прорыва нарастала. Тогда было решено применить необычную технологию – управляемый взрыв, чтобы вызвать оползень и перекрыть русло реки Малая Алматинка массивом горных пород.
Работы велись круглосуточно. Тысячи людей – строители, взрывники, инженеры, солдаты – трудились в суровых условиях высокогорья. Оборудование доставляли по серпантинной дороге, часть материалов – вертолетами.
21 октября 1966 года был произведен первый мощный направленный взрыв. Он вызвал сход огромной массы грунта, которая образовала ядро будущей дамбы. Это событие стало началом масштабных работ, продолжавшихся вплоть до начала 1970-х годов.
Так была создана первая ступень плотины. Ее возводили в ускоренном темпе. Работы шли в суровых условиях, в основном вручную. Строительство поддерживалось на государственном уровне, в нем участвовали тысячи специалистов – инженеры, взрывники, геологи, строители. Оборудование и материалы доставляли по труднопроходимым горным дорогам, часть грузов – вертолетами.
Работы шли по укреплению дамбы, сооружению бетонных водосбросов, мониторингу устойчивости склонов.
К 1972 году строительство было завершено. Высота плотины составила 110 метров, ширина у основания – более 600 метров. Она способна удерживать до 6 миллионов кубометров воды и селевой массы.
Плотина сдержала удар
В июле 1973 года плотина впервые прошла настоящее испытание: с гор сошел мощный селевой поток.
Конструкция успешно сдержала удар. Это событие стало доказательством правильности инженерного подхода и спасло Алматы от разрушений.
С тех пор плотина Медеу не раз модернизировалась, а система мониторинга и контроля над угрозой селей стала одной из самых надежных в регионе.
«Мы, алматинцы, живем у гор, рельеф которых в основном сотворен ледниками и селями. Наука о селях – очень молодая наука, ей еще и ста лет нет и те достижения, которые сделаны в области селевидения, сделаны, по существу, за последние полвека. Надо сказать, что Казахстан в этом плане находится на самых передовых позициях, мы проводили такие эксперименты, которые нигде в мире не проводились», – отметил доктор географических наук, профессор, ветеран Казгидромета Борис Степанов.
По его мнению, дальнейшая жизнь Алматы будет зависеть от того, насколько адекватными будут действия нашего правительства в отношении защиты от селей.
«В 1921 году сель, разрушивший восточную часть Алматы, образовался в результате выпадения дождя. Но я хочу сказать, что сегодня для Алматы актуальны сели гляциальные – последствия таяния ледников. Это ускорило строительство плотины на Медеу. Но затем стало ясно, что емкость этого селехранилища – шесть миллионов кубометров – недостаточна, поэтому плотину нарастили еще на 50 метров и довели емкость до двенадцати миллионов кубометров», – сказал Борис Степанов.
На вопрос: «А при сильном землетрясении плотину на Медеу может прорвать?», профессор ответил: «Считается, что эта плотина рассчитана на десятибалльное землетрясение».
Их работа незаметна, но жизненно необходима
История Медеуской плотины напоминает, что водное хозяйство – это не только про ирригацию, водоснабжение и каналы. Это – про безопасность, про заботу о людях, про умение превратить стихийную силу природы в управляемую.
Сегодня у подножия плотины установлен памятный знак в честь строителей и инженеров, которые в 1960-х годах совершили поистине исторический подвиг, не жалея сил, работали ради будущего города. Они создали не просто защитное сооружение, а щит, за которым вырос современный Алматы.
Плотина Медеу – лишь один из множества примеров того, как труд работников водного хозяйства меняет судьбы. Они обеспечивают водой села и мегаполисы, следят за дамбами, каналами, ирригационными системами. Их работа – незаметна, но жизненно необходима.
Ранее аким Алматы Дархан Сатыбалды ознакомился с ситуацией на моренных озерах в горах. Визуальный осмотр охватил ключевые объекты селезащитной инфраструктуры – плотины «Медеу», «Үлкен Алматы», «Қарғалы», а также моренные озера №6, 8, 9, 10 и 13-Бис, расположенные в бассейнах рек Ақсай, Кіші и Үлкен Алматы. На сегодня в горах Алматы расположено 51 моренное и ледниковое озеро. Из них 14 считаются потенциально прорывоопасными, а 6 – наиболее критичными. В их числе объекты, расположенные в верховьях рек, протекающих через густонаселенные районы города.