Тысячу фактов содержал первый подробный путеводитель по городу

Тысячу фактов содержал первый подробный путеводитель по городу
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА

Издание «Алма-Ата: 100 улиц, 1000 фактов» вышло в свет в 1966 году.

Начало 1960-х годов стало временем больших перемен в жизни города. Проектный институт «Ленгипрогор» разработал новый генеральный план развития столицы союзной республики. Согласно масштабному документу, рассчитанному на 20 лет, местами все еще патриархальная Алма-Ата должна была стать подлинным столичным центром с поражающими взгляд архитектурными объектами и современными проспектами.

Вместе с тем уже к тому времени город был довольно активно посещаем туристами, среди которых были жители разных уголков СССР, приезжающие в предгорные здравницы по профсоюзным путевкам, и зарубежные туристы, желавшие посмотреть на кузницу рекордов с тогда еще естественным льдом – высокогорный каток «Медео».

В 1965 году был образован Казахский республиканский совет по туризму, который принял решение выпустить серию карманных путеводителей по городу. С одной стороны, эти издания должны были стать методическими пособиями для гидов, с другой – помощниками туристов в их самостоятельных путешествиях по городу, а также служить алмаатинцам материалом для познавательного чтения.

Первой ласточкой в этой серии брошюр стало издание «Алма-Ата: 100 улиц, 1000 фактов».

Начинался путеводитель с очерка «Стрела рассекает город». Этот раздел был посвящен центральному проспекту города – Коммунистическому (ныне Абылай хана). Некогда узенькая Старокладбищенская улица за тридцать лет преобразований превратилась в проспект с административными зданиями и большой транспортной артерией в своем начале – железнодорожным вокзалом Алма-Ата II.

«Сегодня на привокзальной площади вас встретят комфортабельные такси – машины «ГАЗ-21» с улыбающимися водителями. Но давайте заглянем в прошлое и узнаем, когда горожане впервые увидели четырехколесное чудо, двигавшееся самостоятельно без помощи лошади. Это было в 1911 году. Тогда первый автомобиль в город Верный – именно так до революции называлась Алма-Ата, был доставлен служащими отделения Русско-китайского банка», – сообщал путеводитель. 

Четырехколесное чудо рассекало по улицам города на зависть извозчикам, которых, по данным на 1905 год, в 26-тысячном городе было 15.

«Сегодня же, удобно устроившись в автомобиле «Волга» и разместив вещи в багажнике, вы сможете проехать куда угодно, – обещал путеводитель. – «Вам куда, в новый микрорайон Тастак? – пожалуйста. А может быть, вам к Центральному стадиону Казахской ССР? – быстро домчим, – скажет вам с улыбкой таксист». 

К слову, гужевой транспорт колесил в городе еще долго, и даже в 1960-х повозки, запряженные лошадьми, не были редкостью.
Тем не менее с каждым годом город все больше становился похожим на настоящий столичный центр. Одной из примет большого города стало здание Дома правительства на площади имени Ленина (ныне площадь Астана). Спроектированное еще в довоенный период Борисом Рубаненко оно было построено в 1957 году.

«Поднимитесь по ступенькам Дома правительства, и вы ощутите всю архитектурную мощь. Объем этого здания, облицованного гранитом и мрамором, составляет более 100 тысяч кубических метров, высота – 40 метров. Центральный фасад обращен к горам. Отсюда открывается изумительная панорама гор Заилийского Алатау», – знакомил с внушительным архитектурным сооружением путеводитель.

Приметой столичности было и наличие учреждений культуры. В этом плане Алма-Ата к середине 1960-х могла считаться передовым городом: здесь действовали казахский и русский драматические театры, ТЮЗ, основанный в первые послевоенные годы будущей народной артисткой СССР Наталией Сац, кукольная труппа, другие коллективы. Однако подлинной гордостью Алма-Аты был Театр оперы и балета имени Абая. В то время не каждый крупный город имел оперный театр, в Алма-Ате же он существовал еще с довоенного времени, а в 1941 году обрел свое нынешнее здание.

«Там, где улица Панфилова вливается в улицу Калинина (ныне Кабанбай батыра. – Прим. ред.), поднялось монументальное здание Казахского государственного ордена Ленина театра оперы и балета имени Абая. Построенное по проекту архитектора Николая Простакова, оно четко выделяется на фоне заснеженных горных вершин. Театральная площадь органично вписывается в зелень скверов, разбитых вокруг театра. В архитектуре и отделке здания удачно соединяются традиции казахского, русского и мирового театра», – отмечал путеводитель. 

Между тем авторы путеводителя умолчали имя главного архитектора здания – Николая Круглова, который был репрессирован в конце 1930-х годов. Именно он создал архитектурную концепцию здания. Правда, восточный орнамент в интерьерах появился благодаря его соавтору – Николаю Простакову, который, к слову, никогда не «тянул одеяло на себя» и во всех документах, касающихся проекта здания, вписывал себя в качестве соавтора.

Из путеводителя также можно узнать, что в 1960-е годы активно развивался проспект Абая. Тогда некогда патриархальная улица Арычная превратилась в магистраль, протянувшуюся с востока на запад.

«Проспект Абая! Он становится самой красивой магистралью Алма-Аты. Берет он свое начало у подножья памятника великому поэту и просветителю Абаю, который создан по проекту скульптора Хакима Наурызбаева. Монументальный Абай держит в руках книгу и словно идет вместе со своим народом по пути прогресса», – описывал путеводитель.

К слову, еще в 1930-х годах на будущем проспекте Абая был возведен один из корпусов сельскохозяйственного университета, а в послевоенный период было построено здание больницы Турксиба. Возведенное по проекту Михаила Кудрявцева на пересечении нынешнего проспекта Абая с улицей Масанчи оно стало одним из первых архитектурных объектов, построенных с элементами национального стиля, являя собой удачный синтез классических и региональных традиций. И сегодня здание является одним из сооружений, формирующих архитектурный образ проспекта.

Завершался путеводитель разделом «Завтрашний день столицы», где рассказывалось о перспективах развития Алма-Аты.
«Сейчас большое число старых улиц еще представляет собой причудливое смешение разных стилей: вот большой жилой дом, а пройдешь несколько метров – и окажешься в частном секторе, в окружении плодовых деревьев и домашних курочек. Но пройдет немного времени, и город будет не узнать: к 1980 году в Алма-Ате родится миллионный житель. Он будет расти в большом передовом городе – современной столице, расположенной на фоне гор», – заключал путеводитель.


Статья опубликована в №88, от 24.07.2021 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Экскурсия в стиле ретро".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!