Законы Нового Казахстана: январские события перевернули сознание многих

Законы Нового Казахстана: январские события перевернули сознание многих
Источник фото: Vecher.kz

30 августа казахстанцы празднуют День Конституции.

В этом году приближающийся День Конституции Республики Казахстан для граждан нашей страны – особенный праздник, ведь трагические январские события продиктовали необходимость в значительном обновлении Основного закона, что и было сделано в результате июньского референдума. Об этом корреспондент «Вечёрки» побеседовал с доктором (PhD) международных отношений, ассоциированным профессором Казахстанско-Британского технического университета, экспертом Общественного совета Алматы Каиржаном Абдыхалыковым.

– Каиржан Саясатович, этот год начался для нашей страны с трагических январских событий, повлекших за собой необходимость пересмотра некоторых законов и внесения изменений в Конституцию РК. Почему, на ваш взгляд, старые законы в такой ситуации не работают и пришлось организовывать референдум, чтобы внести поправки в Конституцию? 

– Современный период нашей истории ознаменован концепцией нового, справедливого для всех Казахстана и строительством Второй республики. Все мы были свидетелями трагических январских событий, повлекших гибель более 230 наших граждан. Мы не должны больше допустить такого в мирное время. Эти события перевернули сознание многих людей. Думаю, это было неожиданным для руководства страны и народа Казахстана. После января 2022 года многое у нас изменилось – требования, выдвинутые мирными гражданами на западе Казахстана, были услышаны Президентом и правительством. 

Однако оставались нерешенными ряд назревших политических, социальных, правовых и экономических вопросов. Исходя из этого, Президентом страны Касым-Жомартом Токаевым в своем Послании народу Казахстана от 16 марта 2022 года было предложено конструктивное и реалистичное решение многих будоражащих общество и страну вопросов текущей повестки дня. 

Мы начали строить основы Жаңа Қазақстан, наш Президент фактически задал новый вектор развития страны. Мы взяли курс на переход от суперпрезидентского правления к президентской республике с сильным Парламентом. Также стоит отметить, что немало было критики в отношении действующего избирательного законодательства и партийного строительства, так как граждане страны во многом перестали доверять избираемым по пропорциональному принципу депутатам и ввиду обязательного членства в той или иной партии многие граждане оказались «за бортом» и не могли попасть в выборные органы власти, что, конечно же, не прибавляло стабильности в обществе. 

Президентом в первую очередь были предложены прогрессивные инициативы по переходу избирательного права к смешанной пропорционально-мажоритарной модели и новые возможности для развития партийной системы. Считаю, принятие новых законов и изменение Конституции РК связано именно с новыми веяниями, последовавшими за январскими событиями, с новым вектором развития страны, заданным Президентом Касым-Жомартом Токаевым, ну и, конечно, с назревшими требованиями общества и народа Казахстана. 

– Было немало упреков в адрес ЦИК по поводу того, что в избирательных бланках не было граф по каждому пункту вносимых поправок, а лишь надо было поставить одну галочку – за или против изменений в Конституцию. Считаете ли вы, что было бы более целесообразным и объективным, если бы каждый житель Казахстана смог голосовать по каждому пункту поправок в Конституцию?

– Необходимо отметить смелый шаг нашего Главы государства с объявлением им именно референдума по принятию изменений в Конституцию РК. Все мы помним, что раньше изменения выносились на рассмотрение Парламента, что также не противоречило действующим конституционным нормам, но именно исходя из концепции «слышащего государства», наш Президент решил обратиться к жителям страны, лично инициировав проведение референдума, дабы сам народ Казахстана участвовал в строительстве Второй республики и своим прямым голосованием определил судьбу представленных поправок и предложений. Считаю, что более 77% голосов граждан страны, которые поддержали вносимые поправки на прошедшем 5 июня 2022 года референдуме, это прежде всего внушительная победа Касым-Жомарта Токаева и его команды, и это свое­образный карт-бланш доверия народа Казахстана своему Президенту. 

Отвечая на ваш вопрос, могу сказать, что Президентом изначально в своем Послании народу Казахстана все вносимые в Конституцию изменения и дополнения были предложены как комплекс задач, соответственно, рабочей группой были отработаны и представлены общественности все изменения и дополнения единым документом. То есть каждая из задач, спроекцированная в ту или иную поправку к Конституции, является компонентом одной системы ценностей. Думаю, во многом исходя из такого принципа и была обусловлена модель голосования на референдуме за поправки единым пакетом. 

– Что дадут эти поправки конкретно каждому казахстанцу? 

– Одобренные народом Казах­стана поправки и изменения в Конституцию, надеюсь, дадут каждому гражданину нашей страны уверенность в завтрашнем дне и возможность соучаствовать в развитии государства и его институтов. Думаю, каждый из нас должен почувствовать меру своей ответственности за наш Казахстан и его будущее, страну, где живут и будут жить наши дети и внуки. Мы обязаны сохранить данную предками территориальную целостность, нашу независимость и развивать нашу экономику, правовые и демократические ценности, чтобы передать нашим детям и внукам успешный, благополучный и справедливый Казахстан. 

Надеюсь, что с изменением Конституции простые граждане нашей страны смогут больше влиять на принятие тех или иных государственных решений на всех уровнях властной вертикали, начиная с Парламента и центральных органов власти и заканчивая местным самоуправлением. Считаю, что необходим принцип народовластия, то есть более широкого участия населения в выборных и иных госорганах, в том числе через расширение контрольных функций общественных советов, развитие местного самоуправления, усиление вовлеченности неправительственного сектора – институтов гражданского общества – в процесс принятия решений.

– Одобренные изменения вступили в силу 8 июня 2022 года, со дня публикации в СМИ. Есть ли у вас сведения о каких-то положительных результатах в этом плане?

– Как я знаю, несмотря на летний период, в обществе активно ведется обсуждение концепций законопроектов по ряду НПА, которые подлежат изменению в соответствии с одобренными народом Казахстана на референдуме поправками в Конституцию. К примеру, до конца августа было открыто публичное обсуждение концепции проекта измененного Конституционного закона РК о выборах. 

– Положения Конституции, определяющие порядок принятия конституционных законов, а также деятельность Конституционного суда вводятся в действие с 1 января 2023 года. Чего можно ожидать рядовому казахстанцу от того, что вместо Конституционного совета будет возвращен Конституционный суд Изменится ли жизнь простого обывателя от этого в лучшую сторону?

– Да, взамен действующего Конституционного совета вводится новый орган – Конституционный суд. В 1992–1995 годах мы имели опыт работы такого рода института власти. Создаваемый Конституционный суд будет толковать те или иные нормы Основного закона РК. По идее у него должна быть важная роль в правозащитной деятельности, в том числе и в соблюдении прав личности, прав женщин и детей, недопущении какой-либо дискриминации по полу, вероисповеданию, этнической принадлежности, социальному положению. Думаю, важным является и вопрос недопущения пыток людей. Любой гражданин Казахстана, который считает, что его конституционные права ущемлены, теперь вправе будет обратиться в Конституционный суд за решением. Считаю, что введение такого органа будет способствовать развитию в РК правового государства, толерантности, открытости, демократических институтов и принципов.

– По результатам недавнего референдума в Конституцию РК было внесено 56 поправок в 33 статьи. Учитывая, что всего в Основном законе 99 статей, то Конституция обновилась на одну треть. Можно ли сказать, что наша страна отличилась на постсоветском пространстве в плане масштабных изменений или обновления Конституции и были ли в истории СНГ подобные прецеденты?

– Разумеется, в истории постсоветских стран были случаи схожих ситуаций, можно вспомнить кейсы России, Беларуси, Кыргызстана, Украины и других республик. Но суть не в этом. Думаю, что каждая страна вправе сама решать, на каком этапе своего развития менять или дополнять Основной закон государства. Нельзя подходить, исходя из полного сравнения изменений в Конституции других стран с нашими реалиями, так как надо изучить и понять, какие факторы влияли на конституционные реформы в соседних странах. Ведь каждая ситуация уникальна и исходит из уровня политической подготовленности, социально-экономического потенциала и исторической обусловленности в отдельно взятой стране. Напомню, что в нашем случае это связано с созданием новой государственной концепции развития и обусловлено предыдущими историческими событиями, в том числе январской трагедией и последовавшими за этим политическими и экономическими изменениями.

Статья опубликована в №98 от 25.08.2022 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Законы Нового Казахстана».

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!