Для водителей мопедов планируют разработать правила дорожного движения

В Алматы по инициативе депутатов городского маслихата прошло заседание, на котором обсуждались варианты решения проблем с заполонившими городские дороги скутерами и мопедами.

В заседании приняли участие представители Департамента полиции, Управления городской мобильности и эксперты в области транспортной политики и микромобильного транспорта. 

От алматинцев поступает много жалоб в отношении водителей мопедов, которые не соблюдают ПДД, ставят под угрозу жизнь и здоровье горожан на дорогах, тротуарах и во дворах жилых домов. С прошлого года тысячи мопедов и скутеров, не имея опознавательных или регистрационных знаков и номеров, превратили движение на дорогах в полнейший хаос.

Подлежат регистрации

Заместитель руководителя местной полицейской службы ДП Алматы Серик Шумаев рассказал, что только за три дня рейда на дорогах мегаполиса на штрафную стоянку было отправлено 125 мопедов и скутеров за нарушения правил ПДД. 80% мопедистов в Алматы работают нелегально.

– Статистика ДТП удручающая – каждый день с участием водителей мопедов или скутеров случаются аварии. Только за пять месяцев этого года зарегистрировано 614 ДТП с участием мопедов, в которых пострадало 128 человек, один погиб. И это только зарегистрированные происшествия – в статистику не входят ДТП, участники которых договорились на месте, – говорит полицейский. 

По его словам, решать вопрос регистрации или легализации мопедов необходимо на республиканском уровне. В настоящее время есть только запрет на вождение мопеда до 18 лет и отсутствие шлема.

– В первую очередь необходима регистрация мопедов. Тогда вопрос наведения порядка в этой сфере будет решаться гораздо проще. Отсутствует госномер – значит, водитель нарушает правила или готовится совершить правонарушение и специально снял номерной знак, – отметил сотрудник полиции.
По действующим на данный момент нормам мопеды с объемом двигателя менее 50 кубических сантиметров не подлежат регистрации, и многие водители пользуются этим пробелом в законодательстве, не регистрируя мопеды с двигателями большего объема. Чтобы решить данную проблему, необходимо начинать с сертификации транспортных средств, ввезенных на территорию страны, ведь полицейские при патрулировании или в спецЦОНе не смогут визуально определить объем двигателя и скоростные характеристики мопедов.

Поэтому, по мнению участников заседания, одним из решений должны стать поправки на законодательном уровне в действующие нормы, согласно которым регистрации будут подлежать все мопеды, в том числе и с электродвигателями. Кроме того, было предложено устанавливать на каждый микромобильный транспорт GPS для быстрого нахождения, который можно включить в общую базу. 

Депутат маслихата Руслан Идрисов считает, что, применяя меры по отношению к шеринговым компаниям, можно навести порядок и в сфере аренды мопедов.

– Существует уже хорошо отработанный алгоритм шеринговых компаний. Когда человек пользуется, например, самокатом, он подписывает электронное соглашение на соблюдение правил дорожного движения и правильной парковки. То же самое и с каршерингом. Если водитель нарушил правила, то штраф будет списан с его счета. Чем дольше мы будем бездействовать в решении этой проблемы, тем сильнее будет усугубляться ситуация с безопасностью. С нашей стороны мы готовы к радикальным мерам, потому что для нас важны безопасность граждан и общественное согласие, – сказал Руслан Идрисов.
По итогам заседания был дан ряд рекомендаций, в первую очередь депутаты и общественники приступят к разработке закона касательно мопедов. Также будет рассмотрен вопрос о промежуточной регистрации существующих мопедов, так как подъем вопроса на республиканский уровень займет больше полугода, а узнать реальное количество мопедов, которые ездят по городу, необходимо в ближайшее время.

В рамки закона

Напомним, три года назад в городе массово начали ездить самокатчики, которые также мешали водителям и пешеходам на улицах. Общественность Алматы очень негативно их восприняла в связи с авариями с участием самокатов. В результате погибла одна девушка-самокатчица, которая ехала по велодорожке, но врезалась в открытую дверь машины. После этого власти города и кикшеринговые компании совместно начали работать над законопроектом, который позволил улучшить ситуацию на дорогах. В течение трех последних лет количество происшествий с электросамокатами в городе снизилось с 57 случаев в 2021 году до семи за пять месяцев 2023 года. 

В Алматы прошло заседание совета по транспорту, где Департамент полиции представил рекомендации для езды на электросамокатах. 
– К транспортному средству мобильного передвижения много вопросов. Поэтому мы хотим прийти к определенной договоренности в целях упорядочения. Люди жалуются относительно самокатов, которые заполонили город. Самокаты бросают не только на пешеходных дорогах, но и на проезжей части. Чаще всего наши сотрудники сами убирают их с дорог. Поэтому мы считаем, что надо обратить на это внимание и совместно справиться с этим, – обратилась к кикшеринговым компаниям заместитель начальника Департамента полиции Алматы Ольга Агафонова.

В ходе заседания полицейские представили рекомендации для езды на электросамокатах. По данным ведомства, количество ДТП с участием мопедистов, мотоциклистов, велосипедистов, электросамокатчиков ежегодно увеличивается. Сказывается интенсивность движения, загруженность улиц, часто водители не замечают самокатчиков.

В начале июня акимат Алматы назвал зоны ограничения передвижений арендных электросамокатов. Так, передвижение на них запрещено в парках «Южный», 28 гвардейцев-панфиловцев, культуры и отдыха и Первого Президента. Также запрет выставлен на территории скверов «Северный» и перед КБТУ, в Ботаническом саду, на пешеходной зоне Арбата (по пр. Жибек жолы от пр. Назарбаева до пр. Абылай хана) и на терренкуре.

Кроме того, на территории пешеходной зоны по ул. Панфилова и в сквере по ул. Макатаева между улицами Желтоксан и Чайковского введены ограничения скорости до 10 км/ч. При этом на всех указанных участках, а также по ул. Тулебаева запрещена парковка электросамокатов. Ограничения будут отражены в приложениях компаний, занимающихся арендой электросамокатов.

– Места парковки самокатов никем не контролируются. Необходимо увеличить количество мест для стоянок электрических самокатов по маршрутам следования. Предусмотреть специальные крепления и фиксаторы для них, предпринять меры по предотвращению беспорядочной парковки электросамокатов, – считают сотрудники полиции. 

Они предложили предусмотреть в мобильном приложении специальные бонусы за остановку в местах парковки и штрафы за оставленный в неположенном месте самокат. Необходимо иметь действующий полис обязательного страхования гражданской ответственности, который должен быть включен в стоимость аренды.

Вместе с тем «Атамекен» выступает за развитие кикшерингового бизнеса и за экологичный вид транспорта – самокаты. 

– Если мы придем к единому решению, это позволит сохранить инвестиционную привлекательность отрасли, обеспечит сохранение сотни рабочих мест, сократит пробки и положительно скажется на экологии города, – отметил председатель Палаты предпринимателей Алматы Ауез Таймбетов.
Напомним, ранее в связи со сложной ситуацией с движением мопедов и самокатов на улицах города депутаты маслихата предложили ограничить использование данного вида транспорта. Сейчас этот вопрос рассматривается в Сенате.

В связи с этим был заключен меморандум о дорожном движении и снижении рисков ДТП между исполнительными органами, органами внутренних дел, НПП «Атамекен», службами доставки и представителями услуг кикшеринга. 

Статья опубликована в №75 от 20.06.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Двухколесное комбо».

 

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 0
Не нравится 0
Смешно 0
Возмутительно 0
×
$ 446.49  475.38  4.79
Алматы 11.9°