Почему Алматы можно назвать казахстанской столицей муралов

Почему Алматы можно назвать казахстанской столицей муралов
Фото: Дамир Алаев

Алматы по праву можно назвать казахстанской столицей муралов. Настенные произведения искусства появляются в нашем городе регулярно. Уже даже появились тематические экскурсии, записавшись на которые можно не только увидеть самые знаковые из них, но и узнать историю их появления.

Новое и старое

Впрочем, даже просто гуляя по городу, внимательный человек замечает новые работы. Это касается не только центра мегаполиса, но и отдаленных районов, где тоже нередко появляются новые граффити. Причем художники создают их зачастую не просто так. У каждой новой работы есть своя история. Например, в прошлом году в честь 90-летия со дня рождения Мукагали Макатева появился мурал с изображением классика казахской литературы. Расположен он на фасаде жилого дома на пересечении улиц Макатаева и Шарипова.

Граффити создали молодые художники Нурболат Аманкул и Абай Султан и сделали это всего за пять дней, вдохновившись творчеством известного поэта. 

А на фасаде одного из домов в микрорайоне Акбулак можно увидеть портрет еще одной исторической личности – героя Великой Отечественной войны, панфиловца, участника битвы за Москву Бауыржана Момышулы. На соседнем строении можно прочесть одно из его изречений: «Мужество – это непоколебимость и неукротимое упорство». 

К сравнительно недавним работам относится, пожалуй, и мурал «Девочка с зонтиком», которым восхищаются многие алматинцы. Автором этой концепции выступила Кристина Бекмурзаева. Рассказывая об этой работе, девушка подчеркнула, что граффити – одна из современных форм диалога в искусстве. С одной стороны, сюжет настенных рисунков прост и понятен, а с другой – всегда несет в себе определенный посыл или хранит историю. Так город «разговаривает» с людьми. В частности, девочка с зонтиком, на котором написано antikor, символизирует борьбу нашего общества с коррупцией. А, к примеру, мурал в память об ушедшем из жизни известном музыканте Батырхане Шукенове говорит о том, что мы помним и чтим певца, искренне любившего наш город. У этого мурала нередко собираются поклонники исполнителя, чтобы вспомнить о нем, возложить цветы. А на фасаде дома, расположенного на пересечении проспекта Сейфуллина и улицы Кабанбай батыра не так давно появилось изображение Димаша Кудайбергена. 

История на стенах 

Граффити в нашем городе много, и они затрагивают самые разные темы. Например, в прошлом году одна крупная компания заказала стрит-артистам из команды Repas оммаж на картину «Турксиб», кисти одного из основоположников казахской национальной школы живописи Абылхана Кастеева. Это объект урбанистической культуры с отсылкой на историю Казахстана, где в строительстве первой железнодорожной магистрали участвовали многие жители Казахстана. Своего рода дань уважения истории нашей страны. 

Есть в Алматы и настенная работа, посвященная известному казахстанскому и советскому альпинисту, горному гиду и писателю Анатолию Букрееву. Он покорил одиннадцать восьмитысячников, но погиб 25 декабря 1997 года в результате схода снежной лавины во время попытки зимнего восхождения на вершину Аннапурна.

Муралы в Алматы сегодня встречаются в любой части города и, как правило, вполне органично вписываются в его облик. Однако так было не всегда. За последние годы значительно поменялось как отношение к уличному искусству, так и качество самих работ. Если раньше граффити считалось чуть ли не вандализмом, а нередко было им на самом деле, то сегодня картины на улицах в основном создают профессиональные стрит-артисты, которые работают по согласованию с городскими властями или вовсе по их приглашению. Большую роль в этом сыграл международный фестиваль Mural fest, который проходил в Алматы до пандемии и собирал лучших уличных художников, не только наших, но и зарубежных. Они создавали здесь работы, которые по вполне понятным причинам не могли увезти с собой.

– Этот большой праздник уличного искусства привлек внимание не только казахстанских, но и зарубежных художников, которые приезжали в Алматы, чтобы творить, создавать что-то оригинальное и интересное, – рассказывает экскурсовод и журналист Евгения Морозова. – Сегодня Алматы по праву можно назвать музеем стрит-арта, потому что муралов у нас на самом деле очень много, их становится все больше и больше. Разве что карантин немного притормозил работу в этом направлении, но интересных работ у нас и так достаточно много.

Настолько, что в городе появились даже тематические экскурсии, посвященные настенным и «назаборным» произведениям искусства.

Мы меняем город

При этом одни муралы живут долго, другие же не очень. Однако уличных художников это не расстраивает. Зато их работы могут видеть гораздо больше людей, чем, зачастую, в музее. Они становятся частью города, его истории.

– Качественные работы способны влиять на людей, поднимать им настроение. Конечно, это не может не радовать нас, художников. Например, приятно видеть, что, в частности, благодаря нам город становится ярче. Новые краски появляются в микрорайонах, меняют их облик. Многие дома уже не выглядят серыми и скучными, их хочется рассматривать, – сказал представитель группы стрит-артистов Repas Дмитрий DMN. 

Кстати, одна из работ этого художника посвящена борьбе с пандемией коронавируса. На одной из городских стен он изобразил людей в медицинских масках. 

– Мне очень интересно наблюдать, как вирус заставил людей держаться друг от друга на расстоянии, но при этом сплотил их и показал, что человечество – это единый организм. Когда все еще только начиналось, казалось, что это где-то там, далеко, это не у тебя. Однако в итоге понимаешь, что все люди – это часть тебя. Все, что случается где-то, как кажется, далеко, на самом деле происходит здесь и сейчас, и ты не можешь от этого убежать или отгородиться бетонными стенами, – выразил мнение художник.

Алматинская галерея муралов уникальна, ведь она постоянно меняется. Одни работы исчезают, другие появляются, третьи остаются с нами на много лет и становятся достопримечательностями, которые хочется показывать приехавшим в гости друзьям. Это говорит о том, что город живет.

Статья опубликована в  №6, от 25.01.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Искусство для всех".

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!