Впрочем, даже просто гуляя по городу, внимательный человек замечает новые работы. Это касается не только центра мегаполиса, но и отдаленных районов, где тоже нередко появляются новые граффити. Причем художники создают их зачастую не просто так. У каждой новой работы есть своя история. Например, в прошлом году в честь 90-летия со дня рождения Мукагали Макатева появился мурал с изображением классика казахской литературы. Расположен он на фасаде жилого дома на пересечении улиц Макатаева и Шарипова.
Граффити создали молодые художники Нурболат Аманкул и Абай Султан и сделали это всего за пять дней, вдохновившись творчеством известного поэта.
А на фасаде одного из домов в микрорайоне Акбулак можно увидеть портрет еще одной исторической личности – героя Великой Отечественной войны, панфиловца, участника битвы за Москву Бауыржана Момышулы. На соседнем строении можно прочесть одно из его изречений: «Мужество – это непоколебимость и неукротимое упорство».
К сравнительно недавним работам относится, пожалуй, и мурал «Девочка с зонтиком», которым восхищаются многие алматинцы. Автором этой концепции выступила Кристина Бекмурзаева. Рассказывая об этой работе, девушка подчеркнула, что граффити – одна из современных форм диалога в искусстве. С одной стороны, сюжет настенных рисунков прост и понятен, а с другой – всегда несет в себе определенный посыл или хранит историю. Так город «разговаривает» с людьми. В частности, девочка с зонтиком, на котором написано antikor, символизирует борьбу нашего общества с коррупцией. А, к примеру, мурал в память об ушедшем из жизни известном музыканте Батырхане Шукенове говорит о том, что мы помним и чтим певца, искренне любившего наш город. У этого мурала нередко собираются поклонники исполнителя, чтобы вспомнить о нем, возложить цветы. А на фасаде дома, расположенного на пересечении проспекта Сейфуллина и улицы Кабанбай батыра не так давно появилось изображение Димаша Кудайбергена.
Граффити в нашем городе много, и они затрагивают самые разные темы. Например, в прошлом году одна крупная компания заказала стрит-артистам из команды Repas оммаж на картину «Турксиб», кисти одного из основоположников казахской национальной школы живописи Абылхана Кастеева. Это объект урбанистической культуры с отсылкой на историю Казахстана, где в строительстве первой железнодорожной магистрали участвовали многие жители Казахстана. Своего рода дань уважения истории нашей страны.
Есть в Алматы и настенная работа, посвященная известному казахстанскому и советскому альпинисту, горному гиду и писателю Анатолию Букрееву. Он покорил одиннадцать восьмитысячников, но погиб 25 декабря 1997 года в результате схода снежной лавины во время попытки зимнего восхождения на вершину Аннапурна.
Муралы в Алматы сегодня встречаются в любой части города и, как правило, вполне органично вписываются в его облик. Однако так было не всегда. За последние годы значительно поменялось как отношение к уличному искусству, так и качество самих работ. Если раньше граффити считалось чуть ли не вандализмом, а нередко было им на самом деле, то сегодня картины на улицах в основном создают профессиональные стрит-артисты, которые работают по согласованию с городскими властями или вовсе по их приглашению. Большую роль в этом сыграл международный фестиваль Mural fest, который проходил в Алматы до пандемии и собирал лучших уличных художников, не только наших, но и зарубежных. Они создавали здесь работы, которые по вполне понятным причинам не могли увезти с собой.
– Этот большой праздник уличного искусства привлек внимание не только казахстанских, но и зарубежных художников, которые приезжали в Алматы, чтобы творить, создавать что-то оригинальное и интересное, – рассказывает экскурсовод и журналист Евгения Морозова. – Сегодня Алматы по праву можно назвать музеем стрит-арта, потому что муралов у нас на самом деле очень много, их становится все больше и больше. Разве что карантин немного притормозил работу в этом направлении, но интересных работ у нас и так достаточно много.
Настолько, что в городе появились даже тематические экскурсии, посвященные настенным и «назаборным» произведениям искусства.
При этом одни муралы живут долго, другие же не очень. Однако уличных художников это не расстраивает. Зато их работы могут видеть гораздо больше людей, чем, зачастую, в музее. Они становятся частью города, его истории.
– Качественные работы способны влиять на людей, поднимать им настроение. Конечно, это не может не радовать нас, художников. Например, приятно видеть, что, в частности, благодаря нам город становится ярче. Новые краски появляются в микрорайонах, меняют их облик. Многие дома уже не выглядят серыми и скучными, их хочется рассматривать, – сказал представитель группы стрит-артистов Repas Дмитрий DMN.
Кстати, одна из работ этого художника посвящена борьбе с пандемией коронавируса. На одной из городских стен он изобразил людей в медицинских масках.
– Мне очень интересно наблюдать, как вирус заставил людей держаться друг от друга на расстоянии, но при этом сплотил их и показал, что человечество – это единый организм. Когда все еще только начиналось, казалось, что это где-то там, далеко, это не у тебя. Однако в итоге понимаешь, что все люди – это часть тебя. Все, что случается где-то, как кажется, далеко, на самом деле происходит здесь и сейчас, и ты не можешь от этого убежать или отгородиться бетонными стенами, – выразил мнение художник.
Алматинская галерея муралов уникальна, ведь она постоянно меняется. Одни работы исчезают, другие появляются, третьи остаются с нами на много лет и становятся достопримечательностями, которые хочется показывать приехавшим в гости друзьям. Это говорит о том, что город живет.
Статья опубликована в №6, от 25.01.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Искусство для всех".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!